Исполнилось 110 лет со дня рождения видного организатора здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР и СССР Тамары Александровны Николаевой.
Тамара Александровна родилась 18 апреля 1910 г. в Омске в семье военного врача, полковника царской армии. В 1931 г. окончила Омский медицинский институт и по распределению 5 лет работала санитарным врачом в г. Сталинске (ныне Новокузнецк) в Кузбассе, затем вышла замуж за однокурсника В. Рыбасова и вместе с мужем переехала в Новосибирск, где поступила в аспирантуру Новосибирского медицинского института.
С первых дней войны была мобилизована, работала военным врачом в звании майора в эвакопункте до конца войны. В 1945 г. Т.А. Николаева переехала в Москву и работала научным сотрудником в НИИ коммунальной гигиены, где в 1951 г. под научным руководством чл.-корр. АМН С.Н. Черкинского защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние наличия фтора в питьевой воде на кариес зубов». После защиты диссертации Тамара Александровна переходит на работу в Министерства здравоохранения СССР на должность начальника отдела, а в 1955–1959 гг. она работает в Министерстве здравоохранения РСФСР заместителем министра здравоохранения – Главным государственным санитарным инспектором РСФСР.
Программным для развития санэпидслужбы России стало выступление Т.А. Николаевой на XIII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, который проходил в Ленинграде в 1958 г. Приводим выдержки из ее доклада:
«… Наиболее неотложной задачей является окончание проводившейся реорганизации санитарно-эпидемиологической службы, разработка нового положения о санитарно-эпидемиологических органах, утверждение новой структуры и штатов санитарно-эпидемиологических учреждений…
Новая структура и штаты санитарно-эпидемиологических учреждений должны быть такими, чтобы ими можно было варьировать в зависимости от местных условий, количества населения, числа рабочих, занятых в основных отраслях промышленности, эпидемиологической обстановки и т. д.
Санитарно-эпидемиологическая работа, выделившись уже более 37 лет назад как самостоятельный раздел здравоохранения, имеет особые методы и формы работы. Ее задачи настолько конкретизированы и определены, что слияние этой службы с лечебной, несомненно, было бы шагом назад, а не вперед.
Слабость, а иногда и беспомощность санитарно-эпидемиологической службы на селе проистекает не из того, что нечего делать, как думают некоторые, не из неправильной организационной структуры, а из того, что отсутствует должная материальная база и в ряде случаев низка квалификация санитарных работников.
Необходимо также пересмотреть вопросы подготовки и повышения квалификации кадров,…должно быть обеспечено дальнейшее укрепление и развитие государственного санитарного надзора. Это прежде всего должно найти отражение в новом «Положении об органах санитарного надзора» в структуре и штатах санитарно-эпидемиологической станции. За последние годы работа значительного количества санитарно-эпидемиологических станций сводилась в основном к противоэпидемическим вопросам. Мало внимания уделялось улучшению санитарного дела. Улучшение государственного санитарного надзора должно проводиться одновременно с улучшением и поисками новых форм массовой санитарной работы.
Как показывает опыт, наиболее успешно оздоровительные вопросы решаются тогда, когда в этом принимает участие широкий актив населения… Так, движение, возникшее по почину горкома и исполкома г. Орехово-Зуево и получившее название движения за оздоровление труда и быта населения, значительно переросло обычные мероприятия по организации санитарного актива и его деятельности по наведению санитарного порядка на отдельных участках в районах города. …Эта система мероприятий предусмотрена на длительное время, претворяется в жизнь на основе активного участия широких слоев населения с привлечением сил и средств имеющихся промышленных предприятий. Как показал опыт орехово-зуевцев, затраты промышленных предприятий на оздоровительные мероприятия окупаются очень быстро благодаря значительному снижению заболеваемости рабочих с временной утратой трудоспособности.
Передовые санитарные организации (Орехово-Зуево, Клин, Серпухов и др.), принимая активное участие в организации движения за оздоровление труда и быта, умело помогают… направлять основные силы и средства на решение первоочередных задач оздоровления населенных пунктов: улучшение водоснабжения, канализации городов, озеленение и устройство физкультурных сооружений, проведение работ по благоустройству детских учреждений и улучшению условий труда и быта населения.
Опыт работы передовых санитарных организаций… заслуживает специального изучения и обобщения для широкой пропаганды новых методов работы санитарных органов.
…Мы целиком поддерживаем предложение о создании в составе санитарно-эпидемиологической станции отделений, которые бы организовывали и осуществляли профилактические прививки..».
С 1960 по 1964 г. Т. А. Николаева работала в должности Главного государственного санитарного инспектора СССР, заместителя министра здравоохранения СССР, члена коллегии Минздрава СССР.
На XIV съезде гигиенистов и санитарных врачей (Москва, февраль 1962 г.) Т. А. Николаева уже выступала в этой новой должности.
В основном докладе она подчеркивала: «Надо добиться дальнейшего подъема санитарного состояния страны, снижения общей и детской смертности, ликвидации одних и резкого снижения других инфекционных заболеваний, снижения заболеваемости с утратой трудоспособности и ликвидации профессиональных заболеваний.
После XIII съезда гигиенистов и эпидемиологов к списку ликвидированных инфекционных болезней прибавилась малярия. В 1961 г. почти на 220 млн населения было зарегистрировано только 343 случая свежих заболеваний малярией. Это большая победа.
По сравнению с 1956 г. снизилась заболеваемость дифтерией более чем в 5 раз, а полиомиелитом – почти в 5 раз…
При всех больших достижениях проведенная работа не может нас удовлетворить.
Оставаясь незыблемой основой здравоохранения, профилактика меняет свое содержание; ее направление, приемы и формы зависят от многих внешних причин, в частности от успехов медицинской науки.
Профилактика требует не только изучения внешней среды и ее влияния на организм человека и на коллектив, но и планомерного воздействия на эту среду и на коллектив людей в целях их оздоровления.
Ведущую роль в достижении всех наших успехов играют кадры.
Воспитание врачей в духе высокой ответственности за общее дело – задача первостепенной важности наряду с дальнейшим совершенствованием мастерства избранной врачом специальности.
Санитарный врач должен углубленно изучать химию, физику, клинические дисциплины, научиться устанавливать связь заболевания с влиянием факторов внешней среды. Он должен владеть методикой гигиенической оценки новой техники и технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, знать, какие требования предъявить к планировке и застройке населенных мест, к торговле, общественному питанию и т.д…
В последние годы санитарно-эпидемиологическая организация подверглась, как известно, нескольким реорганизациям в целях наиболее рационального сочетания санитарного и эпидемиологического разделов ее работы, предупредительного и текущего санитарного надзора. В настоящее время санитарно-эпидемиологическая станция стала основным типом комплексного учреждения в краях, областях, городах, так же как и санитарно-эпидемиологическое отделение районной больницы в сельской местности. Назрел вопрос о внесении коренных изменений в штатно-организационную структуру санитарно-эпидемиологических станций и, прежде всего в определение их категорийности. При укрупнении административных территорий категория станций должна, на наш взгляд, устанавливаться в зависимости от количества обслуживаемого населения, а не от числа районов, как это делают в данное время.
Надо добиться такого положения, чтобы во всех научно-исследовательских институтах задачи пропаганды достижений науки считались столь же важными, как и само завоевание этих достижений. Так как нам нужна наука не в себе, а наука для народа, для его счастья и процветания».
Выдающиеся организаторские способности, деловые качества, личное обаяние Т. А. Николаевой надолго остались в памяти тех, кто знал ее, работал вместе с ней. Об этом свидетельствуют воспоминания проф. Н.Б. Коростелева: «За десятилетия работы в санэпидучреждениях или тесного сотрудничества со службой довелось встречать неординарных специалистов и сохранить о многих самую добрую память. Среди них – заместитель министра здравоохранения РСФСР Т.А. Николаева, руководившая предупредительной медициной. Я в то время был старшим инспектором по санитарному просвещению.
Тамара Александровна высоко ценила познания и мнения непосредственных кураторов различных проблем — заместителей начальников отделов, старших инспекторов, инспекторов. Именно благодаря моему профилю мне доводилось бывать на узких совещаниях, посвященных бруцеллезу, дифтерии, клещевому энцефалиту и другим проблемам…
Помню, состоялась встреча сотрудников Управления с приехавшими специалистами, включая всех главврачей крупных СЭС.
Я пришел пораньше и сел в первом ряду. Входит Тамара Александровна, за ней инспектора и руководители подразделений. И так получилось, что непосредственно за Николаевой шли наши женщины, молодые, красивые, а потом мужчины, и тоже все приметные. Слышу реплику: «Какая царственная женщина!» И другой голос: «А свита какая!». Потом мне еще пришлось слышать, что Тамару Александровну так и именовали – «царственная женщина».
Тамара Александровна при первой встрече поразила своею истинно царственной осанкой. Ее совершенно невозможно представить даже чуть-чуть полнее или худее. Добрые, внимательные глаза, прекрасные волосы, строгий, умело подобранный костюм, большая, но такой красивой формы рука… А умение говорить и слушать (второе важнее)!
Посещая коллегии Министерства, я воочию убеждался, каким уважением пользуется Тамара Александровна у нашего выдающегося (или, правильнее, великого) министра Сергея Владимировича Курашова. Убежден, что Курашов исключительно высоко ценил Николаеву, недаром взял ее с собою в Минздрав СССР.
Особенно близко я осознал талант Тамары Александровны как специалиста, государственника и дипломата, когда готовились постановления об участии десятков различных ведомств в решении проблем подъема санитарной культуры страны или когда происходили совещания с представителями министерств просвещения, культуры, промышленности, продовольственных товаров и десятков других.
Некоторые специалисты из Управления говорили, что это пустая трата времени и нет резона этим заниматься. Николаева всегда подчеркивала, что от этого сотрудничества мы имеем три важные «выгоды». «Во-первых, десятки ведомств, министерств узнают нас, и, надеюсь, – добавляла она, – с хорошей стороны. Во-вторых, профилактическая медицина имеет четко обозначенное время для проведения санитарного минимума. В-третьих, получая бумагу, кинопленку, киноустановки и др., мы экономим большие деньги из бюджета».
Дочь Тамары Александровны, к.м.н. Евгения Всеволодовна Рыбасова, сотрудник ВНИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского АМН СССР, вспоминала: «На протяжении всей жизни Т. А. Николаева пользовалась какой-то необыкновенной в официальном мире любовью и уважением. Даже выйдя на пенсию, дома, она еще много лет продолжала получать пачки писем, поздравления с праздником, цветы. Очень многие друзья часто навещали ее, делясь своими рабочими, да и личными проблемами».
Примечателен еще один фрагмент ее воспоминаний: «Интересный случай произошел с мамой в 1945 г., когда она уезжала из Новосибирска в Москву. На перроне из круга провожающих ее отозвал стоящий рядом незнакомый солидный мужчина и предсказал ей, еще молодой женщине, блестящую карьеру в Москве, сказав, что она станет членом правительства в области медицины. Он просил запомнить его слова, представившись Вольфом Мессингом (который в то время жил в эвакуации в Новосибирске)».
С 1959 по 1964 г. Т. А. Николаева возглавляла Институт гигиены детей и подростков. В 1964 г. она была назначена директором вновь созданного Центрального института эпидемиологии Минздрава СССР и проработала в этой должности до 1966 г. С 1966 г. по 1975 г. Тамара Александровна работала в Институте общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР (ИОКГ; ныне – НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН). О Т.А. Николаевой и ее работе в стенах института вспоминают акад. РАМН, проф. Ю.А. Рахманин и член-корр. РАМН, проф. Г.Н. Красовский: «Тамара Александровна Николаева пришла в ИОКГ с большим опытом руководства госсанинспекцией страны, знанием задач и нужд санитарной практики. Одновременно занимая директорские должности в НИИ гигиенического и эпидемиологического профиля, она приобрела научно-организаторский опыт куратора как тем фундаментального характера, так и прикладных государственных заданий в области гигиенической науки. Этот опыт оказался весьма полезным на протяжении всей ее деятельности в стенах ИОКГ в должности руководителя отдела гигиены воды и санитарной охраны водоемов в составе двух лабораторий».
С наилучшей стороны характеризует Тамару Александровну как ученого и организатора науки выбор тем исследований, которые выполнялись в отделе под ее руководством и/или при ее участии: «Гигиеническая оценка искусственного пополнения запасов подземных вод», «Обоснование зон санитарной охраны водоисточников», «Оценка санитарного состояния водных ресурсов при разработке схем их комплексного использования и охраны», «Проблемы гигиены водоснабжения в профилактике кишечных инфекций», «Санитарная охрана водоемов от загрязнения сточными водами», «Разработка методических основ нормирования с обоснованием ПДК микроэлементов и химических загрязнений воды», «Санитарная охрана прибрежных вод морей»
Темы НИР были сконцентрированы на решении важнейших задач гигиены воды и санитарной охраны водоемов, а их результаты отвечали единой цели – обеспечению безопасности водопользования населения.
Многие работы выполнялись в сотрудничестве с рядом научных учреждений страны, что способствовало повышению научного и методического уровня исследований.
Результаты исследований были отражены в многочисленных публикациях, нормативных и методических документах Минздрава СССР, рекомендациях ВОЗ, целом ряде кандидатских и докторских диссертаций, отмечены премией ГКНТ СССР 1976г. и в целом активно способствовали широкому внедрению и использованию метода опреснения воды в стране и за рубежом.
Следует отметить, что и руководители вновь созданных лабораторий в составе отдела, руководимого Тамарой Александровной, стали позже докторами медицинских наук и профессорами; Г.Н. Красовский был избран членом-корреспондентом РАМН, Ю.А. Рахманин — академиком РАМН и директором Института, переименованного в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН. Заместителем директора Института стал проф. Н.В. Русаков — еще один представитель того же отдела.
Тамара Александровна на протяжении всех лет работы участвовала в общественной жизни ИОКГ и выполняла многочисленные научно-организационные обязанности. Она входила в состав Ученого совета института, редакционных коллегий всесоюзных конференций по гигиене и редколлегий по подготовке к изданию сборников материалов ИОКГ, регулярно участвовала в работе пленумов Проблемной комиссии «Научные основы гигиены населенных мест» при УМС Минздрава СССР в качестве докладчика и/или рецензента.
Своей активной научной и научно-организаторской деятельностью Т.А. Николаева во многом способствовала развитию и становлению института, который из рядового научно-исследовательского учреждения превратился в один из ведущих НИИ гигиенического профиля в стране.
Т. А. Николаева в 1955 г. побывала в США на сессии ООН в составе делегации нашей страны, где проработала 7 месяцев. В 60-е годы она была заместителем председателя Общества советско-кубинской дружбы, неоднократно избиралась в районные и городской Советы депутатов трудящихся г. Москвы. Награждена орденами Отечественной войны II степени и Трудового Красного Знамени, тремя медалями.
Умерла Тамара Александровна после тяжелой болезни 4 ноября 1991 г. Похоронена на Преображенском кладбище в Москве.