Дорогие делегаты и гости XI съезда Общероссийской общественной организации «Всероссийское научно-практическое общество эпидемиологов, микробиологов и паразитологов»!
Девиз съезда: «Обеспечение эпидемиологического благополучия: вызовы и решения».
Вызовы нам предъявляют жизнь, эпоха, научный прогресс, а решения мы должны предложить сами, для этого мы и собрались сегодня. Но нельзя делать предложения, не оглянувшись на пройденное.
Как хорошо известно, массовые заболевания («мор», «чума», «поветрие») приковывали к себе внимание тяжестью течения, высокой смертностью, разрушением хозяйственной деятельности, экономики. Это побуждало искать объяснения их происхождения.
«Кара Божья», «Влияние злых духов» и т. п. вообще ни о чем не говорило. Правда, уже в период античного Средиземноморья определились два направления:
- Миазматическое (Гален) – в основе его лежало представление о «миазмах», которые содержались в испарениях окружающей среды (болот, грязи, трупов и др.) без передачи заразного начала от больных здоровым.
- Контагиозное – передача заразы от больного здоровому.
В Средние века заболеваемость и эпидемии связывали с космическими воздействиями, расположением звезд, а в наше время – с активностью солнца, появлением магнитных бурь.
Один из важнейших научных методов эпидемиологии – статистика. Она позволяет вскрыть закономерности эпидемического процесса, выявить и обосновать противоэпидемические мероприятия. Она же в умелых руках является средством снижения заболеваемости, в том числе инфекционными болезнями, что иногда используется и в настоящее время.
Благодаря статистическим методам эпидемиология вскрыла значение социальных условий жизни общества как одного из главных компонентов эпидемического процесса.
Особенно остро потребность в статистике для работы проявилась в период земства. Земство – орган местного сельского самоуправления в России в 1864–1917 гг.
Создание земств потребовало отчетности, в первую очередь, по вопросам землепользования и демографическим характеристикам уезда. В «Положении о земских учреждениях», изданном в 1864 г., говорится, что земским учреждениям предоставлено «попечение о народном здравии». А судить о народном здравии можно было, только используя медицинскую и санитарную статистику.
Опасность эпидемий и высокая смертность побудили земскую администрацию проявлять заботу о медико-санитарном обеспечении сельского населения.
Уездные земства стали приглашать врачей, создавать участковые больницы. Число земских врачей увеличилось. Требовались общение, обмен опытом, получение новых знаний, рекомендаций. Наряду с Пироговскими съездами стали проводиться уездные и межуездные съезды, конференции, посвященные туберкулезу, дифтерии, сифилису, брюшному тифу и т. д.
Отдав должное медицинской статистике прошлого как методу научного исследования в эпидемиологии, хочу подчеркнуть, что на нем основаны доклады руководителей Роспотребнадзора и многие сообщения на сегодняшнем съезде. В 1966 г. под редакцией заместителя министра здравоохранения СССР П.Н. Бургасова был издан справочник «Инфекционные болезни в СССР», в котором впервые опубликованы официальные данные о заболеваемости инфекционными болезнями в СССР в динамике за 1913–1966 гг.
Конечно, эти сведения с фотографической точностью не отражали истиной заболеваемости, так как базировались на официальных отчетных данных, подготовленных аппаратными сотрудниками (чиновниками) разного уровня, мягко говоря, не всегда заинтересованными в раскрытии данных о высокой заболеваемости, но позволили судить об уровне и территориальном распространении заболеваемости, то есть эпидемиологической географии, а главное – позволили открыто использовать статистические данные в научных исследованиях и публикациях.
В эти же годы А.А. Сумароковым (директором Центрального НИИ эпидемиологии) было сформулировано новое направление эпидемиологического анализа – оценка социально-экономической значимости инфекционных болезней и мероприятий по борьбе с ними, в дальнейшем развитое И.Л. Шаханиной и сотрудниками созданной лаборатории социологических исследований. Вторая половина XVIII и начало ХIХ века характеризуются бурным развитием микробиологии: были обнаружены и изучены возбудители многих инфекционных болезней, разработана знаменитая триада Р. Коха (критерии идентификации специфических живых возбудителей) и на этой основе – методы серологической диагностики. Выдвинуты и обоснованы две ведущие концепции иммунитета: клеточного (фагоцитоз – И.И. Мечников) и гуморального (антителообразование – П. Эрлих, Э. Беринг). Нельзя обойти заслуги Л. Пастера – основоположника медицинской микробиологии и вакцинологии. Его исследования позволили выявить источники и механизмы заражения инфекционными болезнями. Акцент эпидемиологии делался на работу в эпидемических очагах. И в наши дни продолжаются аналогичные исследования вирусных гепатитов различной этиологии, ВИЧ-инфекции, лихорадки Эбола, легионеллезов и др.
Внутрибольничные инфекции (ВБИ), а вернее «болезни, связанные с оказанием медицинской помощи», – острейшая проблема здравоохранения всех стран. Но долгие годы она замалчивалась. В СССР исследования проводили в ограниченных масштабах и до 1990 г. они не подлежали регистрации, которая и сейчас остается заниженной.
Заместитель министра здравоохранения СССР академик П.Н. Бургасов, увидев в 1972 г. в структуре Центрального НИИ эпидемиологии лабораторию ВБИ, возмутился: «Валентин Иванович, что Вы там будете изучать? Увидят, что ВБИ есть у нас в больницах – скандал. Куда смотрит служба Бургасова? Пусть они будут только у капиталистов».
Но не все бактерии и вирусы вредны, многие из них необходимы для жизни на земле, для здоровья человека.
В последнее время подчеркивается значение микробиоты как «микробного органа», влияющего на функции не только желудочно-кишечного тракта, но и на сердечно-сосудистую и психическую деятельность. Хронический запор или острая диарея, как все знают, влияют на психическое состояние человека.
Через микробиоту, мне кажется, мы сможем подобраться и к антибиотикорезистентности бактерий и вирусов.
Советские и российские ученые внесли большой вклад в понимание сущности и разработку теоретических основ эпидемиологии.
Достаточно вспомнить:
- учение о природной очаговости инфекционных (паразитарных) болезней (Даниил Кириллович Заболотный, Евгений Николаевич Павловский);
- учение о механизме передачи возбудителей (Лев Васильевич Громашевский);
- теория саморегуляции паразитарных систем (Виталий Дмитриевич Беляков, 1984)
- социально-экологическая концепция эпидемического процесса (Бениямин Лазаревич Черкасский, 1984)
Конец прошлого века. Бурное развитие молекулярной биологии. Разработка Кэри Мюллисом полимеразной цепной реакции (ПЦР), давшей в руки эпидемиологов и клиницистов возможность изучения глобальных эпидемических событий, позволившей быстро и точно выявлять и характеризовать возбудителей инфекционных болезней. Широкое внедрение молекулярно-генетических методов исследования в систему эпидемиологического надзора позволило повысить точность эпиданализа. И здесь еще очень многое нужно сделать: отработать методологию эпидемиологического надзора, обобщить накопленные результаты исследований. Это новая страница в эпидемиологии, и она ждет серьезного обсуждения и обобщения.
Но вернемся к истории научного общества эпидемиологов.
С идеей организации Эпидемиологического общества в связи с угрозой очередной эпидемией холеры в 1865 г. выступил С.П. Боткин. Эпидемиологическое общество должно было, по его мнению, объединить все врачебные общества, существующие в Петербурге, но, к сожалению, инициатива не нашла поддержки.
Всероссийские съезды специалистов санитарно-эпидемиологического профиля стали созываться только с 1918 г. До 1925 г. это были всероссийские съезды, с 1926 по 1999 гг. – всесоюзные. С 1957 г. проводились как всесоюзные съезды, так и съезды Всероссийского научно-медицинского общества эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов.
Совершенно очевидно, что пресечение эпидемий и снижение заболеваемости инфекционными болезнями невозможно без государственной поддержки, что является одной из важнейших задач государственной власти – Правительства. «Государственная власть – самый лучший доктор» – так назвал И.Л. Данилевский свою диссертацию на звание доктора медицины, защищенную в 1784 г. в Геттингенском университете. Этот вывод неоднократно подтвержден историей. Например, в 1769 г. чума появилась в русских войсках во время русско-турецкой войны, а в 1770 г. первый больной был выявлен в Москве.
За 2 года (1770–1772) издано 5 указов императрицы Екатерины II по борьбе с холерой. Ее указом от 15 ноября 1772 г. Москва была объявлена благополучным городом.
В первые годы Советской власти в России свирепствовали эпидемии холеры, сыпного и брюшного тифа, дизентерии и других инфекционных болезней. В стране царила полная разруха. Началась интервенция, гражданская война. В этих условиях значительно ухудшилось санитарная обстановка в стране. И на этом фоне появились первые декреты Правительства, посвященные борьбе с эпидемиями.
В 1919 г. на VII Всероссийском съезде Советов были названы три главные проблемы: война, голод, эпидемии. «Товарищи, все внимание – этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». Эта крылатая фраза В.И. Ленина стала девизом в борьбе с эпидемиями, которая, как вы знаете, увенчалась успехом.
В этот период было принято более 100 постановлений Совета народных комиссаров о борьбе с эпидемиями и профилактике заболеваний. 15 сентября 1922 г., то есть 95 лет назад, был опубликован декрет «О санитарных органах Республики», который определил круг задач и права санитарно-эпидемиологической службы как государственного санитарно-контрольного органа. С праздником Вас!
В 1957 г. в Куйбышеве состоялась 1-ая Всероссийская конференция эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, на которой было принято решение о создании Всероссийского научного общества эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов.
Поздравляю, опять юбилей – 60 лет.
Задача общества – доводить до сведения власть имущих истинное положение дел и не только критиковать, но и предлагать решения.
Итог: что нам нужно делать?
Разработать концепции борьбы с:
а) ВИЧ-инфекцией и другими социально значимыми инфекционными болезнями;
б) лекарственной устойчивостью бактерий, вирусов и клеток организма;
в) болезнями, связанными с оказанием медицинской помощи;
г) оценить значение микробов, как «микробного органа» человека;
д) усовершенствовать методологию эпидемиологического надзора, в том числе глобальных эпидемиологических событий, с учетом молекулярно-генетических исследований;
е) не дать превратиться обществу в очередной второстепенный департамент Минздрава или Роспотребнадзора;
ж) наметить план работы общества на ближайшие 5 и 10 лет.
Спасибо за внимание!
Академик РАН и РАО В.И.Покровский