ISSN 2226-6976 (Print)
ISSN 2414-9640 (Online)

The course of acute hepatitis A in the presence of Helicobacter pylori infection

Karaseva E.A., Martynov V.A., Klochkov I.N., Ageeva K.A., Zhdanovich L.G.

Acad. I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia
Objective. To determine the impact of Helicobacter pylori infection on the course of acute hepatitis A (AHA).
Subjects and methods. The investigation enrolled 69 patients (39 males and 30 females aged 16 to 55 years; their mean age was 30.3 ± 10.8 years) with mild and moderate AHA. In addition to the standard examination, all the patients underwent fibroesophagogastroduodenoscopy, by taking biosamples for cytology and determination of H. pylori infection rates.
Results. In the examined patients, H. pylori was detected with a high frequency. Moreover, the presence of infection was associated with the degree of cytolysis by AsAT and AlAT and with the delayed normalization of bilirubin levels. The most significant hepatic dysfunctions were typical for patients with obvious H. pylori contamination in the gastric antral mucosa.
Conclusion. The findings are consistent with the idea that there may be various variants of clinical and endoscopic (morphological) manifestations of H. pylori infection.

Keywords

acute hepatitis A
Helicobacter pylori
fibrogastroduodenoscopy

С момента выявления Helicobacter pylori интерес научного мира к этому микроорганизму постоянен. Обсуждается влияние H. pylori на развитие заболеваний не только желудочно-кишечного тракта, но и на течение сахарного диабета, сердечно-сосудистой патологии, аллергических дерматитов и т. д. [1–6]. Не исключено, что наличие инфекции H. pylori влияет и на развитие и течение заболеваний гепатобилиарной системы, особенно хронических вирусных гепатитов, циррозов печени, неалкогольного жирового гепатоза печени [7–9]. Однако влияние этой инфекции на функциональное состояние печени при острых вирусных гепатитах изучено недостаточно. В то же время, по данным ряда исследователей, установлена высокая частота одновременного присутствия антител к вирусу гепатита А (анти-HAV) и H. pylori среди населения [10–14]. При этом у больных острым гепатитом А (ОГА) недостаточно изучен риск развития патологических изменений слизистой оболочки гастродуоденальной зоны, не изучено влияние сопутствующего пилорического хеликобактериоза на функциональное состояние печени, не определена необходимость проведения эрадикационной терапии инфекции H. pylori в остром периоде ГА.

Цель исследования – определение влияния H. pylori на течение ОГА.

Задача исследования:

  • оценить наличие и степень контаминации H. pylori среди больных ОГА;
  • оценить влияние инфекции H. pylori на развитие эрозий и язвы гастродуоденальной зоны у больных ОГА;
  • определить наличие или отсутствие взаимосвязи между инфицированностью H. pylori и функциональным состоянием печени в период разгара ОГА.

Материалы и методы

В исследование были включены 69 больных ОГА легкой и средней степени тяжести: 39 мужчин и 30 женщин в возрасте от 16 до 55 лет, средний возраст составлял 30,3 ± 10,8 года.

В исследование не включали пациентов с безжелтушными, инаппарантными и атипичными формами инфекций; с микст-гепатитами (ОГА в сочетании с другими гемоконтактными вирусными гепатитами, гепатитами невирусной этиологии, циррозами печени); беременных; ВИЧ-инфицированных; лиц, страдающих психическими заболеваниями; больных, имеющие на момент госпитализации тяжелые сопутствующие заболевания, сопровождающиеся полиорганной недостаточностью.

Всем пациентам с предварительным клиническим и эпидемиологическим диагнозом ОГА выполняли стандартное лабораторное исследование, включающее общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови с определением количества билирубина, ферментной активности АлАТ и АсАТ, уровня глюкозы и холестерина крови, протромбинового индекса; УЗИ органов брюшной полости; ЭКГ. Всем пациентам после подписания информированного согласия в 1-е сутки госпитализации (3–10-е сутки от начала заболевания) проводили фиброэзофагогастродуоденоскопию (ФЭГДС) по стандартной методике. При выявлении эрозивных и язвенных дефектов у больных через 7–10 дней проводили контрольную ФЭДГС. Во время проведения ФЭДГС осуществляли забор биологического материала по стандартной методике для обследования на наличие H. pylori с использованием тест-системы ХЕЛПИЛ® (ООО «АМА», Россия) и установления уровня контаминации при проведении цитоскопии. При изучении цитологических мазков-отпечатков слизистой оболочки антрального отдела желудка определяли наличие H. pylori в препаратах, его количество, а также форму бактерии: спиральную (активную) и кокковую (неактивную). Степень обсемененности в цитологических мазках-отпечатках оценивали на световом микроскопе «ЛОМО МИКМЕД-1» (ОАО «ЛОМО», Россия) при увеличении х 630. При наличии менее 20 микробных тел в поле зрения уровень контаминации оценивался как минимальный, в пределах от 20 до 50 микробных тел – как умеренный, при выявлении более 50 микробных тел – как выраженный [15]. Ряду пациентов проводили ПЦР- диагностику с определением генотипа H. pylori.

Расчеты проводили на портативном мультимедийном компьютере DELL 500 с использованием статистического раздела электронной таблицы Microsoft Office Excel 2007 for WindowsXP и программы Biostatistica. Для количественных параметров, имеющих нормальное распределение, рассчитывали среднюю арифметическую (М) и среднюю ошибку средней арифметической (m). Для сравнения средних значений использовали t- критерий Стьюдента, при работе с непараметрическими показателями – критерий χ2. Анализ малых выборок проводили с помощью точного критерия Фишера. Результаты считали статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты

Проведение ФЭДГС у больных ОГА выявило наличие патологических изменений слизистой оболочки гастродуоденальной зоны (гастриты/гастродуодениты, острые эрозии и язвы). Эрозии и язвы встречались у 30 пациентов из 69, у остальных 39 отмечали неэрозивные гастриты и гастродуодениты. Данные ФЭДГС подтверждались морфологически (рис. 1 и 2, см. на вклейке).

vkl-2.jpg (379 KB)

Среди больных ОГА выявлен высокий уровень инфицированности H. pylori – 92,8% (64 пациента из 69). При этом H. pylori с одинаковой частотой выявляли как при наличии острой эрозивно-язвенной патологии слизистой оболочки гастродуоденальной зоны (27 пациентов из 30 – 90%), так и при неэрозивных гастритах и гастродуоденитах (37 пациентов из 39 – 94,9%). Таким образом, H. рylori-статус у больных ОГА не был ассоциирован со степенью поражения слизистой оболочки гастродуоденальной зоны. Полученные данные, однако, не исключают влияния H. рylori на характер патологических изменений слизистой оболочки верхних отделов желудочно-кишечного тракта, что в целом согласуется с представлениями о возможности различных вариантов клинических и эндоскопических (морфологических) проявлений пилорического хеликобактериоза [16, 17].

У 18 пациентов было проведено генотипирование H. pylori. В основном преобладала комбинация штаммов vacA s1 и s2 с другими штаммами. Такое сочетание было отмечено у 17 (94%) пациентов. Чаще всего аллельные типы vacA s1 и vacA s2 ассоциировались с генотипом сagA или vacA m2 .

При исследовании влияния сопутствующего пилорического хеликобактериоза у больных ОГА на функциональное состояние печени на момент госпитализации были установлены более высокие уровни трансаминаз у H. pylori-положительных больных по сравнению с H. pylori-отрицательными. Выявленные различия исчезли к 7–10-му дню госпитализации и не определялись при выписке. В то же время показатели пигментного обмена (общий билирубин, прямой билирубин), не отличающиеся на момент госпитализации, у H. pylori-положительных пациентов при выписке были выше, чем у H. pylori-отрицательных» (табл.1).

38-1.jpg (252 KB)

Анализ зависимости функционального состояния печени от степени контаминации H. pylori слизистой оболочки желудка показал, что у пациентов с контаминацией более 50 микробных тел в мазках-отпечатках биоптатов изменения были более выраженным, чем у пациентов с минимальной контаминацией (до 20 микробных тел в мазках-отпечатках биоптатов).

У больных с выраженной контаминацией H. pylori отмечены значимая разница в уровне повышения трансаминаз при поступлении и замедленное восстановление пигментного обмена при выписке (табл. 2).

39-1.jpg (412 KB)

Обсуждение

У больных ОГА H. pylori выявляли с одинаково высокой частотой как при эрозивно-язвенной патологии слизистой оболочки гастродуоденальной зоны, так и без нее. Не исключено, что у таких больных инфицирование H. pylori является дополнительным фактором тяжести гепатита, поскольку наличие инфекции H. pylori было ассоциировано со степенью цитолиза по АсАТ и АлАТ и замедленной нормализацией уровня билирубина. При этом наиболее значимые нарушения функционального состояния печени были типичны для пациентов с выраженной контаминацией H. pylori слизистой оболочки верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Выявление высокопатогенного штамма H. pylori vac s1 у пациентов с ОГА может указывать на его возможную роль в развитии патологии слизистой оболочки гастродуоденальной зоны [18].

Полученные результаты, в том числе отсутствие четких данных о влиянии H. pylori на степень поражения слизистой оболочки гастродуоденальной зоны у больных ОГА, в целом согласуются с представлениями о возможности различных вариантов клинических и эндоскопических (морфологических) проявлений хеликобактериоза [15, 17]. Однако, мы считаем, что проведение эрадикационной терапии может быть отсрочено и выполняться амбулаторно.

References

  1. Вернигородский С.В. Анализ структурных изменений слизистой оболочки желудка и их особенности при хроническом гастрите. Наука молодых 2014; (1): 37–43.

    Vernigorodsky S.V. [Analysis of structural changes in the gastric mucosa and their features in chronic gastritis]. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) 2014; (1): 37–43. (In Russ.).

  2. Соколова Т.В., Ахметов И.И., Тарарак Т.Я., Пащенко И.Г. Влияние на течение атопического дерматита у взрослых инфекции Helicobacter pylori и схемы ее эрадикации. Consillium Medicum 2004; 6(2): 31–7.

    Sokolova T.V., Akhmetov I.I.,Tararak T.Ya., Pashchenko I.G. [The effect on the course of atopic dermatitis in adults of Helicobacter pylori infection and its eradication patterns. Consillium Medicum 2004; 6(2): 31–7. (In Russ.).

  3. Chen J., Xing Y., Zhao L., Ma H. The Association between Helicobacter pylori Infection and Glycated Hemoglobin A in Diabetes: A Meta-Analysis. J. Diabetes Res. 2019; 3705264. DOI: 10.1155/2019/3705264
  4. Zhang L., Chen Z., Xia X., Chi J., Li H., Liu X., Li R., Li Y., Liu D., Tian D., Wang H., Petroski G.F., Flaker G.C., Hao H., Liu Z., Xu C. Helicobacter pylori infection selectively increases the risk for carotid atherosclerosis in young males. Atherosclerosis 2019; 291: 71–7. DOI: 10.1016/ j.atherosclerosis.2019.10.005
  5. Parente F., Maconi G., Imbesi V., Sangaletti O., Poggio M. , Rossi E., Duca P., Porro G.B. Helicobacter pylori infection and coagulation in healthy people. BMJ 1997; 314: 1318. DOI: 10.1136/bmj.314.7090.1318
  6. Jeon C.Y., Haan M.N., Cheng C., Clayton E.R., Mayeda E.R., Miller J.W., Aiello A.E. Helicobacter pylori infection is associated with an increased rate of diabetes. Diabetes Care 2012; 35(3): 520–5. DOI: 10.2337/dc11-1043.
  7. Исаева Г.Ш. Возможное участие бактерий рода Helicobacter в патогенезе гепатобилиарных заболеваний. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии 2008; 18(4): 4–22.

    Isaeva G.Sh. [Possible involvement of Helicobacter bacteria in the pathogenesis of hepatobiliary diseases]. Rossijskij zhurnal gastroenterologii, gepatologii, koloproktologii 2008; 18(4): 4–22. (In Russ.).

  8. Okushin K., Tsutsumi T., Ikeuchi K., Kado A., Enooku K., Fujinaga H., Moriya K., Yotsuyanagi H., Koike K. Helicobacter pylori infection and liver diseases: Epidemiology and insights into pathogenesis. World J. Gastroenterol. 2018; 24(32): 3617–25. DOI: 10.3748/wjg.v24.i32.3617
  9. Карасева Е.А., Мартынов В.А., Клочков И.Н., Ники­форов А.А. Синдром диспепсии и изменения слизистой оболочки гастродуоденальной зоны у больных острыми вирусными гепатитами А и В. Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова 2011; 19(3): 22–6.

    Karaseva E.A., Martynov V.A., Klochkov I.N., Nikiforov A.A. [Syndrome of dyspepsia and changes in gastroduodenal mucosa in the patients with acute viral hepatitis A and B]. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova 2011; 19(3): 22–6. (In Russ.).

  10. Lin H.Y., Chuang C.K., Lee H.C., Chiu N.C., Lin S.P., Yeung C.Y. A seroepidemiologic study of Helicobacter pylori and hepatitis A virus infection in primary school students in Taipei. J. Microbiol. Immunol. Infect. 2005; 38(3): 176–82.
  11. Bizri A.R., Nuwayhid I.A., Hamadeh G.N., Steitieh S.W., Choukair A.M., Musharrafieh U.M. Association between hepatitis A virus and Helicobacter pylori in a developing country: the saga continues. J. Gastroenterol. Hepatol. 2006; 21(10): 1615–21. DOI: 10.1111/j.1440-1746.2006.04268.x
  12. Lin D. B. Tsai T.P. Yang C.C., Wang H.M. Nieh W.T. Ling U.P. Changlai S.P., You S.L., Ho M.S., Chen C. J. Association between seropositivity of antibodies against hepatitis a virus and Helicobacter pylori. Am. J. Trop. Med. Hyg. 2000; 63(3–4): 189–91. DOI: 10.4269/ajtmh.2000.63.189
  13. BinSaeed A.A. Is there a link between seropositivity to Helicobacter pylori and hepatitis A virus? A systematic rewiew. Int. J. Infect. Dis. 2010; 14(7):e 567–71. DOI: 10.1016/j.ijid.2009.09.003
  14. Bui D., Brown H.E., Harris R.B., Oren E. Serological Evidence for Fecal–Oral Transmission of Helicobacter pylori. Am. J. Trop. Med. Hyg. 2016; 94(1): 82–8. DOI: 10.4269/ajtmh.15-0297
  15. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов. В 7 т. Т. 1. Диагностика болезней органов пищеварения. М.: Медицинская литература, 2003. 560 c.

    Okorokov A.N. [Diagnosis of diseases of internal organs. In 7 vol. Vol. 1. Diagnosis of digestive diseases]. Moscow: Medicinskaya literatura, 2003. 560 p. (In Russ.).

  16. Lehmann F.S., Renner E.L., Meyer-Wyss B., Wilder-Smith C.H., Mazzucchelli L., Ruchti C., Drewe J., Beglinger C., Merki H.S. Helicobacter pylori infection and gastric erosions. Results of prevalence study in asymptomatic volunteers. Digestion 2000; 62(2–3): 82–6. DOI: 10.1159/000007799
  17. Kuipers S.G., Malfertheiner P. Helicobacter pylori and nonmalignant disease. Helicobacter 2004; 9(Suppl. 1): 29–34. DOI: 10.1111/j.1083-4389.2004.00247.x
  18. Ansari S., Yamaoka Y. Helicobacter pylori Virulence Factors Exploiting Gastric Colonization and its Pathogenicity. Toxins (Basel) 2019; 11(11). pii: E677. DOI: 10.3390/toxins11110677

About the Authors

Elena A. Karaseva, Cand. Med. Sci., Assistant Lecturer, Department of Infectious Diseases, Acad. I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia; e-mail: ekar 83@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1378-046X
Prof. Vladimir A. Martynov, MD; Head, Department of Infectious Diseases, Acad. I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia; e-mail: dr.Martynov@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0117-0613
Igor N. Klochkov, Cand. Med. Sci., Associate Professor, Department of Infectious Diseases, Acad. I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia; e-mail: doctor-endo@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6613-3258
Kira A. Ageeva, Assistant Lecturer, Department of Infectious Diseases, Acad. I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia; e-mail: inf-disease@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8537-7437; SPIN 8756-3153
Lyudmila G. Zhdanovich, Cand. Med. Sci., Associate Professor, Department of Infectious Diseases, Acad. I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia; e-mail: pyatovaluda@mail.ru; ORСID: https://orcid.org/0000-0001-5955-8074; SPIN 3286-3200
By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.