В российской практической медицине стоматологическая помощь является наиболее востребованной в силу высокой распространенности стоматологических заболеваний и у детей, и у взрослых [1–3]. Также это касается и пациентов, находящихся на лечении в инфекционных стационарах и отделениях, так как симптомы основной болезни часто проявляются на слизистой оболочке рта [4, 5].
В советский период в нашей стране была разработана и успешно действовала система профилактики инфекционных и стоматологических заболеваний [6, 7]. Впоследствии в России были снижены масштабы санитарно-противоэпидемических мероприятий, а медицинские и профилактические осмотры, диспансеризация населения приостановлены [8].
В настоящее время программы профилактики стоматологических заболеваний у взрослого населения не реализуются [9]. Не проводится врачом-стоматологом профилактическая работа при оказании медицинской помощи больным, находящимся на лечении в инфекционных отделениях и стационарах. Исключение составляют пациенты с туберкулезом; болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); гепатитами В и С. Отсутствует система стоматологической диспансеризации с последующим мониторингом состояния стоматологического статуса пациентов после перенесенной инфекции.
Поэтому профилактика стоматологических заболеваний при оказании медицинской помощи инфекционным больным приобретает еще большую актуальность.
Цель работы – определение возможностей реализации стоматологических профилактических программ для улучшения организации стоматологической помощи взрослому населению в условиях инфекционного стационара.
Материалы и методы
Проанализированы законодательная основа и нормативное правовое обеспечение профилактики стоматологических заболеваний и формирования здорового образа жизни у взрослого населения России, в том числе 8 федеральных законов Российской Федерации, 2 указа Президента Российской Федерации, 10 постановлений Правительства РФ, 26 приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, 4 приказа Росстата, 3 формы федерального статистического наблюдения.
Результаты
Проведенный анализ нормативного правового обеспечения стоматологической помощи взрослому населению показал, что в документах не обозначена организация стоматологической профилактики у больных, находящихся на лечении в инфекционных отделениях. Недостаточно раскрыты вопросы практического оказания медицинской помощи инфекционным больным при наличии стоматологических жалоб в условиях стационара. Не представлены стоматологическая реабилитация и диспансеризация перенесших инфекцию пациентов.
Согласно ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019), гражданам с инфекционными болезнями гарантированы медицинская помощь и диспансерное наблюдение. Закон гласит, что медицинские организации обязаны обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и раннее их выявление.
Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) в базовую программу обязательного медицинского страхования не включена медицинская помощь для пациентов с инфекционными и паразитарными болезнями при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита.
В Государственной программе «Развитие здравоохранения», принятой Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1640, главным мероприятием приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» является «Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику». В документе прописано, что планирование и организация профилактической помощи должны стать приоритетными для государства, а развитие стоматологии на современном этапе предполагает разработку новых эффективных мер профилактики заболеваний, внедрение системы диспансеризации.
В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»4 подчеркивается необходимость создания и внедрения комплексных оздоровительных и реабилитационных программ, направленных на сокращение сроков восстановления здоровья после перенесенных инфекций.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018)5 предполагает обеспечить охват профилактическими осмотрами всех граждан не реже 1 раза в год.
В то же время многие руководители, организаторы здравоохранения, врачи-стоматологи и пациенты отдают предпочтение только лечебным мероприятиям, что существенно ограничивает возможности реализации профилактических программ.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2012 № 69н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»6 (кроме болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека – ВИЧ-инфекции), медицинскую помощь инфекционный больной в сочетании с заболеваниями других органов должен получать с учетом рекомендаций врачей-специалистов соответствующего профиля, что, по нашему мнению, недостаточно, так как стоматологическая помощь консультативной направленности не предполагает лечения острой зубной боли и воспалительных поражений слизистой оболочки рта и пародонта. Для оказания помощи больным этим документом рекомендованы штатные нормативы медицинского персонала инфекционной больницы. Они включают 1 должность врача-стоматолога на 400 коек, медицинской сестры и санитарки стоматологического кабинета (соответственно должностям врачей-стоматологов).
С 2016 г. приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 96 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета)»7 в характеристику профессиональной деятельности врача-стоматолога были добавлены компетенции по осуществлению профилактической деятельности и проведению профилактики стоматологических заболеваний среди населения.
Существующие в настоящее время формы учетно-отчетной документации стоматологической службы не позволяют определить интенсивность кариеса и заболеваний пародонта. А это в свою очередь не дает возможности проследить их динамику и оценить в целом эффективность профилактических программ.
Так, сведения о стоматологических заболеваниях не выделены в годовой форме федерального статистического наблюдения (ФСН) № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации», их включают в графу «Болезни органов пищеварения» (К00 – К92). Работа стоматологического кабинета и врачей-стоматологов учитывается только в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в годовой форме ФСН № 30 «Сведения о медицинской организации» (раздел III). В годовой форме ФСН № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» отражается общее число посещений по всем зарегистрированным стоматологическим заболеваниям (кариес, пульпит, гингивит и др.).
Заключение
Действующая в Российской Федерации законодательная основа и нормативная правовая база в области здравоохранения в части организации стоматологической помощи взрослому населению и борьбе с инфекционными болезнями позволяет:
- разрабатывать и внедрять стоматологические профилактические программы для взрослого населения при лечении в инфекционных отделениях и стационарах;
- построить на федеральном и региональном уровнях систему обязательной стоматологической реабилитации и диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.
Для повышения уровня стоматологического здоровья взрослого населения России и обеспечения медицинской помощи больным в полном объеме в условиях инфекционного стационара целесообразно:
- актуализировать и дополнить нормативную правовую базу, регулирующую организацию стоматологической помощи взрослому населению при инфекционных болезнях. Одним из главных структурных элементов в системе оказания стоматологической помощи инфекционным больным должны стать стоматологические кабинеты в стационарах, которые тесно взаимодействуют со стоматологической поликлиникой. В задачи стоматологического кабинета стационара, помимо оказания неотложной и первичной стоматологической помощи, должны входить организация и проведение профилактических осмотров для раннего выявления стоматологических заболеваний, санитарно-просветительская работа и формирование здорового образа жизни;
- разработать и утвердить формы статистической отчетности медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, по профилактической работе врача-стоматолога для планирования и учета, в том числе в системе диспансеризации;
- выделить в стоматологии новое направление – «инфекционная стоматология», которое предполагает совершенствование системы профессиональной подготовки кадров (организаторов здравоохранения, врачей стоматологического профиля) для работы с инфекционными больными.