ISSN 2226-6976 (Print)
ISSN 2414-9640 (Online)

Possible ways of developing the prevention of dental diseases among adult population with infectious diseases

Sorokina A.A., Losev F.F., Vagner V.D.

Central Research Institute of Dentistry and Maxillofacial Surgery, Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia
Objective. To identify the opportunities of implementing preventive dental programs in order to improve the organization of dental care for adults in an infectious diseases hospital.
Materials and methods. The authors analyzed the legal framework and regulatory legal support of the prevention of dental diseases and for the formation of a healthy lifestyle in the adult population of Russia, which involved 8 Federal Laws of the Russian Federation (RF), 2 Decrees by the RF President, 10 resolutions of the RF Government, 26 orders of the RF Ministry of Health, 4 orders of the Russian Federal State Statistics Service, and 3 Federal Statistical Follow-Up forms.
Results. The analysis of current legislative and regulatory legal documents governing the organization of medical care to adult patients treated in the infectious diseases units showed that the work of a dentist envisaged both therapeutic-and-diagnostic and prophylactic activities in an inpatient setting.
Conclusion. Legislation defining the rights and obligations of healthcare facilities and workers in preventive activities allows the development and introduction of preventive dental programs in an infectious diseases hospital.

Keywords

dental care
preventive dental programs
legislative framework
normative legal basis
infectious patient

В российской практической медицине стоматологическая помощь является наиболее востребованной в силу высокой распространенности стоматологических заболеваний и у детей, и у взрослых [1–3]. Также это касается и пациентов, находящихся на лечении в инфекционных стационарах и отделениях, так как симптомы основной болезни часто проявляются на слизистой оболочке рта [4, 5].

В советский период в нашей стране была разработана и успешно действовала система профилактики инфекционных и стоматологических заболеваний [6, 7]. Впоследствии в России были снижены масштабы санитарно-противоэпидемических мероприятий, а медицинские и профилактические осмотры, диспансеризация населения приостановлены [8].

В настоящее время программы профилактики стоматологических заболеваний у взрослого населения не реализуются [9]. Не проводится врачом-стоматологом профилактическая работа при оказании медицинской помощи больным, находящимся на лечении в инфекционных отделениях и стационарах. Исключение составляют пациенты с туберкулезом; болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); гепатитами В и С. Отсутствует система стоматологической диспансеризации с последующим мониторингом состояния стоматологического статуса пациентов после перенесенной инфекции.

Поэтому профилактика стоматологических заболеваний при оказании медицинской помощи инфекционным больным приобретает еще большую актуальность.

Цель работы – определение возможностей реализации стоматологических профилактических программ для улучшения организации стоматологической помощи взрослому населению в условиях инфекционного стационара.

Материалы и методы

Проанализированы законодательная основа и нормативное правовое обеспечение профилактики стоматологических заболеваний и формирования здорового образа жизни у взрослого населения России, в том числе 8 федеральных законов Российской Федерации, 2 указа Президента Российской Федерации, 10 постановлений Прави­тельства РФ, 26 приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, 4 приказа Росстата, 3 формы федерального статистического наблюдения.

Результаты

Проведенный анализ нормативного правового обеспечения стоматологической помощи взрослому населению показал, что в документах не обозначена организация стоматологической профилактики у больных, находящихся на лечении в инфекционных отделениях. Недостаточно раскрыты вопросы прак­тического оказания медицинской помощи инфекционным больным при наличии стоматологических жалоб в условиях стационара. Не представлены стоматологическая реабилитация и диспансеризация перенесших инфекцию пациентов.

Согласно ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019), гражданам с инфекционными болезнями гарантированы медицинская помощь и диспансерное наблюдение. Закон гласит, что медицинские организации обязаны обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и раннее их выявление.

Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) в базовую программу обязательного медицинского страхования не включена медицинская помощь для пациентов с инфекционными и паразитарными болезнями при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита.

В Государственной программе «Развитие здравоохранения», принятой Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1640, главным мероприятием приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» является «Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику». В документе прописано, что планирование и организация профилактической помощи должны стать приоритетными для государства, а развитие стоматологии на современном этапе предполагает разработку новых эффективных мер профилактики заболеваний, внедрение системы диспансеризации.

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»4 подчеркивается необходимость создания и внедрения комплексных оздоровительных и реабилитационных программ, направленных на сокращение сроков восстановления здоровья после перенесенных инфекций.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018)5 предполагает обеспечить охват профилактическими осмотрами всех граждан не реже 1 раза в год.

В то же время многие руководители, организаторы здравоохранения, врачи-стоматологи и пациенты отдают предпочтение только лечебным мероприятиям, что существенно ограничивает возможности реализации профилактических программ.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2012 № 69н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»6 (кроме болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека – ВИЧ-инфекции), медицинскую помощь инфекционный больной в сочетании с заболеваниями других органов должен получать с учетом рекомендаций врачей-специалистов соответствующего профиля, что, по нашему мнению, недостаточно, так как стоматологическая помощь консультативной направленности не предполагает лечения острой зубной боли и воспалительных поражений слизистой оболочки рта и пародонта. Для оказания помощи больным этим документом рекомендованы штатные нормативы медицинского персонала инфекционной больницы. Они включают 1 должность врача-стоматолога на 400 коек, медицинской сестры и санитарки стоматологического кабинета (соответственно должностям врачей-стоматологов).

С 2016 г. приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 96 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета)»7 в характеристику профессиональной деятельности врача-стоматолога были добавлены компетенции по осуществлению профилактической деятельности и проведению профилактики стоматологических заболеваний среди населения.

Существующие в настоящее время формы учетно-отчетной документации стоматологической службы не позволяют определить интенсивность кариеса и заболеваний пародонта. А это в свою очередь не дает возможности проследить их динамику и оценить в целом эффективность профилактических программ.

Так, сведения о стоматологических заболеваниях не выделены в годовой форме федерального статистического наблюдения (ФСН) № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации», их включают в графу «Болезни органов пищеварения» (К00 – К92). Работа стоматологического кабинета и врачей-стоматологов учитывается только в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в годовой форме ФСН № 30 «Сведения о медицинской организации» (раздел III). В годовой форме ФСН № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организаций» отражается общее число посещений по всем зарегистрированным стоматологическим заболеваниям (кариес, пульпит, гингивит и др.).

Заключение

Действующая в Российской Федерации законодательная основа и нормативная правовая база в области здравоохранения в части организации стоматологической помощи взрослому населению и борьбе с инфекционными болезнями позволяет:

  • разрабатывать и внедрять стоматологические профилактические программы для взрослого населения при лечении в инфекционных отделениях и стационарах;
  • построить на федеральном и региональном уровнях систему обязательной стоматологической реабилитации и диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Для повышения уровня стоматологического здоровья взрослого населения России и обеспечения медицинской помощи больным в полном объеме в условиях инфекционного стационара целесообразно:

  • актуализировать и дополнить нормативную правовую базу, регулирующую организацию стоматологической помощи взрослому населению при инфекционных болезнях. Одним из главных структурных элементов в системе оказания стоматологической помощи инфекционным больным должны стать стоматологические кабинеты в стационарах, которые тесно взаимодействуют со стоматологической поликлиникой. В задачи стоматологического кабинета стационара, помимо оказания неотложной и первичной стоматологической помощи, должны входить организация и проведение профилактических осмотров для раннего выявления стоматологических заболеваний, санитарно-просветительская работа и формирование здорового образа жизни;
  • разработать и утвердить формы статистической отчетности медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, по профилактической работе врача-стоматолога для планирования и учета, в том числе в системе диспансеризации;
  • выделить в стоматологии новое направление – «инфекционная стоматология», которое предполагает совершенствование системы профессиональной подготовки кадров (организаторов здравоохранения, врачей стоматологического профиля) для работы с инфекционными больными.

References

  1. Avraamova O.G. [Improving the dental health of the Russian population as a result of the priority of prevention, clinical examination and education of a healthy lifestyle]. Krymskij terapevticheskij zhurnal 2016; 3(30): 6–10. (In Russ.).
  2. Ivanova M.A., Vorob’ev M.V., Luzko V.V. [Safety of dentists and their patients during specialized medical care]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2014; (1). http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=12092
  3. Kulakov A.A., Butova V.G., Gvetadze R.Sh., Andreeva S.N. [Legal and regulatory framework governing control of the quality and safety of medical activities]. Stomatologiya 2018; 97(2): 4–7. (In Russ.).
  4. Shestakova I.V., Yushchuk N.D., Balmasova I.P. [Oral infections]. Stomatologiya 2014; 93(1): 64–71. (In Russ.).
  5. Bogomolov B.P., Sorokina A.A. [On the organization of dental care to patients at the infectious diseases department of a multi-field clinical hospital]. Klinicheskij opyt Dvadcatki 2013; 3(19): 29–31. (In Russ.).
  6. Vagner V.D., Avraamova O.G., Sarap L.R., Shevchenko O.V., Dmitrova A.G. [Legislative and regulatory legal support of preventive activities]. Institut stomatologii 2015; 1(66): 23–5. (In Russ.).
  7. Leont’ev V.K., Avraamova O.G., Malyi A.U., Stepanova U.S. [On a strategy to reduce the incidence of dental caries in Russia in the context of a shortage of public funding of dentistry]. Institut stomatologii 2018; 1(80): 13–5. (In Russ.).
  8. Yushchuk N.D., Ulumbekova G.E., Palevskaya S.A., Ginoyan A.B., Kalashnikova A.V., Akberdieva E.A. [Analysis of the main indicators of infectious service in the Russian Federation]. Infekcionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie 2016; 3(16): 13–23. (In Russ.).
  9. Avraamova O.G., Sorokina A.A., Losev F.F. [Regulatory legal framework governing the development and implementation of preventive dental programs for infectious patients]. Institut stomatologii 2018; 3(80): 40–1. (In Russ.).

About the Authors

Anastasia A. Sorokina, Cand. Med. Sci., Associate Professor, Department of Dentistry, Central State Medical Academy, Presidential Administration of the Russian Federation, Moscow Presidential Affairs, Моscow, Russia; e-mail: sorokinastassia@mail.ru; ORCID: orcid.org/0000-0003-0411-9837
Prof. Fedor F. Losev, MD, Honored Scientist of the Russian Federation, Deputy Director for Innovative and Information Technologies, Central Research Institute of Dentistry and Maxillofacial Surgery, Ministry of Health of Russia, Моscow, Russia; e-mail: losev@df.ru
Prof. Vladimir D. Vagner, MD, Honored Scientist of the Russian Federation, Head, Department for Organization of Dental Services, Licensing, and Accreditation, Central Research Institute of Dentistry and Maxillofacial Surgery, Ministry of Health of Russia, Моscow, Russia; e-mail: vagnerstar@yandex.ru
By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.