ISSN 2226-6976 (Print)
ISSN 2414-9640 (Online)

History of the sanitary and epidemiological surveillance service, penitentiary system of the Russian Federation

Provotorova S.V.

Primary Healthcare Unit Forty-Eight, Federal Penitentiary Service of Russia, Lipetsk, Russia
Objective. To trace the history of the State Sanitary and Epidemiological Surveillance Service of the Federal Penitentiary System of Russia in the context of the reformation and transformation of the system itself.
Materials and methods. Russian publications on the development of the Medical and Sanitary Service of the Federal Penitentiary System of Russia were studied.
Results. The paper presents a generalized material on the genesis of the sanitary service in the penitentiary system from pre-revolutionary Russia to the modern period.
Conclusion. The development of the sanitary and epidemiological service of the Russian penitentiary system is closely linked to the political situation in the country at all times and to the reformation of the penitentiary system as a whole. The foundations of its activities were laid by the GULAG sanitary service. The service has been receiving the legislatively enshrined status of an independent part in the country’s state sanitary and epidemiological surveillance system only since 2001. For a short period of service, certain successes have been achieved, and positive trends in its further development have emerged.

Keywords

history
state sanitary and epidemiological surveillance service
penitentiary system

Служба санитано-эпидемиологического надзора пенитенциарной системы России в своей самостоятельной истории насчитывает не более 20 лет. Началом ее становления и самостоятельного развития послужила последняя реформа уголовно-исполнительной системы 90-х годов.

Материалы и методы

Проанализированы работы отечественных ученных, посвященные развитию медицинской и санитарной службы ФСИН России, представленные в базе данных научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» и ведомственных журналах уголовно-исполнительной системы.

Результаты и обсуждение

Впервые санитарно-эпидемиологическая служба Министерства юстиции как один из самостоятельных элементов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации упоминается в статье 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Однако развитие службы, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор в местах лишения свободы, началось задолго до этого.

91-1.jpg (204 KB)Становление системы санитарно-эпидемиологического надзора в пенитенциарной системе неразрывно связано как с развитием тюремной медицины, так и с реформированием пенитенциарной системы в целом (см. таблицу).

Пенитенциарная медицина в России формировалась и развивалась в течение нескольких столетий. Долгое время оказание медицинской и санитарной помощи не было приоритетным направлением в деятельности тюремных органов и учреждений [1, 2]. Первые шаги по нормативно-правовому регулированию санитарного дела в отечественной пенитенциарной системе и по его организации за счет казны были сделаны в XVIII в., когда в 1775 г. появляются официальные упоминания о необходимости «лечения больных преступников».

В начале XIX в. врачебно-санитарное дело в России находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 г. управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел [3].

Первым нормативным актом, в котором организационные вопросы именно медико-санитарного обеспечения арестантов были изложены в виде единого комплекса мероприятий, стала «Инструкция смотрителю губернскому тюремного замка» (1831), при этом непосредственная организация этой работы лежала на враче [4]. Нормированное санитарное благополучие арестантов стало закрепленной обязанностью государства только в XIX в.

До революции при каждой тюрьме имелся врач, который осуществлял контроль за здоровьем преступников и санитарным состоянием тюрем. В этот период большой вклад в развитие пенитенциарной медицины внес Алексей Петрович Доброславин (1842–1898) – основоположник отечественной пенитенциарной гигиены [5, 6]. С его именем связано появление и развитие пенитенциарной медицинской статистики, которую ученый называл «правой рукой общественного здравоохранения» [7].

В 1879 г. в штате Главного тюремного управления (ГТУ) появилась должность инспектора по медицинской части для заведования санитарной частью в местах заключения и разработки необходимых мероприятий по гигиене [8].

Служба занималась вопросами предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в тюрьмах Российской империи. Так, Главным тюремным управлением были разработаны Указания и правила санитарных мероприятий и способов предупреждения эпидемий, изложенные в циркуляре от 22 августа 1884 г. № 18 и разосланные вместе с Инструкцией по проведению дезинфекции тюремных помещений, мягких постельных принадлежностей, белья, платья и других мероприятий, в связи с угрозой эпидемии холеры, появившейся в Европе [8].

Несмотря на это оставались трудности учета состояния здоровья лиц, совершивших правонарушения, которые вытекали из невозможности формирования общего подхода к учету состояния здоровья заключенных, так как до XIX в. условия в местах заключения существенно различались по видам (тюрьма, арестные дома, арестные помещения, исправительные учреждения для несовершеннолетних и т. д.), и отсутствовал системный подход к организации их деятельности, в том числе в части оказания медицинской помощи [2].

К началу XX в. в России существовало большое число правовых актов, регулировавших санитарно-гигиеническое обеспечение заключенных, при этом особое внимание уделялось профилактике инфекционных заболеваний. В описываемый период единообразной санитарной отчетности не существовало. Сохранились только некоторые отчеты по отдельным исправительным учреждениям, что не позволяет проанализировать состояние санитарного дела и эпидемиологического надзора в отечественных учреждениях тюремного ведомства. Губернские тюремные инспекции, которые, согласно закону от 31 марта 1890 г., были созданы как промежуточное управленческое звено между исправительными учреждениями и Главным тюремным управлением Российской империи, не имели в штате инспектора по санитарной части, и учет случаев инфекционных заболеваний среди арестантов вели чиновники секретарского отдела делопроизводства [4].

После Октябрьской революции менялась страна, преображался облик пенитенциарной системы, в том числе и в вопросе медико-санитарного обеспечения преступников. Руководство медицинскими делами государственных структур страны было передано от Министерства внутренних дел в Народный комиссариат по здравоохранению РСФСР, а в функциях органов НКВД осталось медицинское обеспечение своего персонала [9, 10]. Оказание медицинской помощи заключенным силами Наркомздрава РСФСР осуществлялось вплоть до создания в 1930 г. Управления исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, в составе которого уже вводились должности медицинских работников, а в июне 1934 г. оно перешло в состав Отдела мест заключения ГУЛАГа НКВД СССР [4].

В период своего существования (1934–1963) санитарная служба ГУЛАГа составляла часть советской системы здравоохранения и руководствовалась в своей деятельности теми же принципами, что и здравоохранение в целом. Однако, как отмечает Б.А. Нахопетов, в условиях ГУЛАГа многие принципы (профилактическая направленность, государственный характер здравоохранения, централизованность управления, комплексность, бесплатность и общедоступность) изменились до неузнаваемости. По его мнению, в истории санитарной службы мест заключения в советский период на основе анализа эффективности ее работы, определявшейся изменениями режима содержания заключенных, можно выделить несколько периодов: изоляции и устрашения заключенных (1918–1930 гг.); массового уничтожения заключенных (1931–1942); интенсивного трудового использования заключенных (1943–1955); относительной гуманизации советской пенитенциарной системы (1956–1963) [11].

Основной задачей санитарных отделов во всех лагерях была ликвидация вспышек эпидемий сыпного и брюшного тифа, а также борьба с цинготными заболеваниями, дистрофией, травмами [7, 11]. В период Великой Отечественной войны положение заключенных, в том числе их медицинское обслуживание, осложнилось. Проводилась серьезная работа по пресечению инфекционных заболеваний: вспышек сыпного тифа, дизентерии, холеры. Благодаря принятыми мерами такие вспышки были быстро и полностью локализованы [12]. Высокие показатели смертности и заболеваемости заключенных привели к тому, что в 1944 г. было разработано «Положение о больницах для заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР» [5].

В 1957 г. были организованы медико-санитарные части с больницами и врачебными или фельдшерскими пунктами с соответствующими штатами, в каждом регионе создавалась центральная больница [4]. Но при высокой заболеваемости инфекционными болезнями среди заключенных в ГУЛАГе отсутствовали специальные противоэпидемические учреждения. Только в 1956 г. были проведены штатные изменения медицинских отделов лагерей, что явилось серьезным шагом в поддержании санитарного состояния и сохранении эпидемического благополучия в подразделениях [12].

Первые статистические данные о заболеваемости осуж­денных были приведены в докладе «О ходе выполнения решения коллегии МВД СССР № 249 от 11 июля 1956 г. о задачах по улучшению медицинского обслуживания осужденных в ИТЛ и колониях МВД СССР, личного состава конвойной охраны и сотрудников с членами их семей» на Всесоюзном совещании врачей МТУ в июне 1958 г. Речь в нем шла о заболеваемости туберкулезом легких и сифилисом [5].

В 1960 г., в соответствии с приказом МВД СССР № 020 от 25 января 1960 г. во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 44-16 от 13 января и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 января того же года «Об упразднении МВД СССР», ГУЛАГ был расформирован.

В 1969 г. в структуре центрального аппарата МВД создается единый самостоятельный орган управления ведомственной медициной. Это послужило началом дальнейшего совершенствования ведомственного здравоохранения, в том числе и в местах лишения свободы. Складывается новая стратегия организации и развития медицинской службы, практически заново были созданы такие виды помощи, как психопрофилактическая, психонаркологическая, противотуберкулезная, значительно усилилась сеть учреждений санитарно-эпидемиологического надзора [13]. Его функции в местах лишения свободы перешли в ведение санитарной службы МВД СССР. В 1971 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который предписывал организацию в местах лишения свободы лечебно-профилактической и противоэпидемической работы в соответствии с законодательством о здравоохранении. Основное развитие санитарно-эпидемиологическая служба Министерства получила в период с 1971 по 1975 г., когда в МВД союзных республик и административно-территориальных образований РСФСР были созданы территориальные подразделения – санитарно-эпидемиологические станции (СЭС).

В апреле 1989 г. МВД СССР был издан приказ № 71 «Об упорядочении отчетности по медицинскому обеспечению в системе МВД СССР», который утверждал не только статистические отчетные формы по инфекционным болезням заключенных и персонала, но и отдельные положения о принципах работы СЭС. Нормативной основой при его разработке послужил опыт профилактической военной медицины [14].

В 1992 г. после распада СССР и в связи с принятием новой редакции закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения страны СЭС МВД СССР была реорганизована в Главный центр санитарно-эпидемиологического надзора (ГЦСЭН) МВД России, а СЭС территориальных органов внутренних дел были переименованы в центры санитарно-эпидемиологического надзора МВД и УВД субъектов Российской Федерации. В дальнейшем в соответствии с Приказом МВД России от 6 мая 1992 г. № 147 создаются центры санитарно-эпидемиологического надзора МВД России, призванные осуществлять его и в исправительных учреждениях. Такое реформирование было продиктовано изменениями в общественном здравоохранении, когда служба санитарно-эпидемиологического надзора была выведена из состава Министерства здравоохранения и передана в ведение Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве Российской Федерации [14].

В этот период издаются методические материалы по организации противоэпидемической работы в исправительно-трудовых учреждениях, в которых деятельность центров Госсанэпиднадзора уже разделяется на санитарно-гигиеническую и противоэпидемическую [14]. По мнению С.А. Кулика, необходимо ввести разделение на пенитенциарную гигиену и эпидемиологию для решения профилактических задач в сфере охраны здоровья. Вводится понятие «санитарно-эпидемиологический надзор» (ранее – «санитарный надзор») и дается его определение применительно к исправительно-трудовым учреждениям: «…представляет собой систему постоянного наблюдения за состоянием инфекционной и неинфекционной заболеваемости, а также за выполнением санитарных и противоэпидемических норм и правил, проведением частями, службами и отдельными должностными лицами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение здоровья лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и оздоровление условий их труда и быта, а также состояния окружающей среды» [14, с.14].

Было отмечено, что в практической деятельности работникам исправительных учреждений часто приходится сталкиваться с различными инфекционными заболеваниями, это диктует необходимость комплексной и своевременной противоэпидемической защиты контингента исправительных учреждений, которая, в свою очередь, зависит от организации системы эпидемиологического надзора.

Дальнейшее кардинальное изменение существующей системы учреждений, исполняющих наказания, вызвано вступлением России в Совет Европы. Реформа началась с подписания Президентом РФ 8 октября 1997 г. Указа «О реформировании УИС МВД РФ», в соответствии с которым учреждения и органы, исполняющие наказания, были переданы из МВД России в ведение Минюста РФ [15]. Это привело к созданию в его структуре Медицинского управления и отдельной санитарно-эпидемиологической службы. За короткий промежуток времени были сформированы основные положения пенитенциарной санитарно-эпидемиологической службы, являющейся частью государственной системы санитарно-эпидемиологического надзора.

Впервые санитарно-эпидемиологическая служба как самостоятельное подразделение Минюста РФ упоминается в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании». Приказ Минюста от 17 июля 2001 г. № 218 «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждает положение об организации санитарно-эпидемиологического надзора.

За период с 2001 по 2005 г. был издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в виде методических рекомендаций по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за воспитательными колониями, водоснабжением исправительных учреждений, банно-прачечным обеспечением осужденных, очисткой территории исправительных учреждений и др.

В результате дальнейшей реформы государственного аппарата в 2004 г. Главное управление исполнения наказаний Минюста России реорганизовано в Федеральную службу исполнения наказаний [16].

Приказ Минюста России от 6 июня 2006 г. № 205 «Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы» в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» возлагал полномочия по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора на объектах ФСИН России на ФКУЗ «Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (ФКУЗ ГЦГСЭН) ФСИН России. В территориальных органах субъектов РФ создаются филиалы центра при медико-санитарных частях.

С апреля 2015 г. эти филиалы как структурные подразделения включены в состав федеральных казенных учреж­дений здравоохранения медико-санитарных частей ФСИН России по субъектам. В их полномочия входит организация санитарно-эпидемиологического надзора и государственный учет инфекционных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и др. среди контингента пенитенциарных учреждений. На сегодняшний день сложилась четкая система исправительных учреждений пенитенциарной системы, которые обладают особой развитой инфраструктурой и предназначены для создания условий проживания, питания, коммунального обеспечения и труда контингента. В публикациях российских ученых в последние годы обсуждается необходимость разработки нормативной базы по вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования применительно к разным видам исправительных учреждений ФСИН России [17].

Заключение

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба пенитенциарной системы России формировалась в несколько этапов и зависела от политической обстановки в стране и изменений в самой пенитенциарной системе. После Октябрьской революции санитарно-эпидемиологическое обеспечение осужденных осуществляли разные ведомства, но основные его принципы были заложены санитарной службой ГУЛАГа и дошли до наших дней.

Самостоятельное развитие службы фактически началось с 2001 г. после очередного реформирования пенитенциарной системы, когда места лишения свободы были выведены из подчинения МВД. При этом за относительно небольшой срок существования службы отмечены устойчивые положительные тенденции в развитии ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях ФСИН России.

References

1. Gernet M.N. [History of the Tsar’s Prison]. In 5 v. Vol. 4. Moscow: Gosyurizdat, 1962; 302. (In Russ).

2. Kashuba Yu.A., Skiba A.P. [Penitentiary hospitals: formation of legal status]. Ugolovno-ispolnitelnoye pravo 2006; (1): 76–82. (In Russ).

3. Egorysheva I.V., Morozov A.V. [Evolution of central government health authorities in pre-revolutionary Russia]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny 2016; 9(3): 43–8. (In Russ).

4. Filichkin A.A. [History of the formation of penitentiary medicine in Russia]. Ugolovno-ispolnitelnoye pravo 2006; (1): 90–3. (In Russ).

5. Lukina E.A., Peremolotova L.Yu. [Retrospective analysis of Russian legislation on the regulation of relations related to the protection and maintenance of the health of persons serving sentences in correctional institutions]. Ugolovnoispolnitelnoye pravo 2014, (2): 118–23. (In Russ).

6. Patrushev S.V. [On the history of domestic penitentiary hygiene. In: Penitentiary medicine in Russia and abroad]. Moscow, 2019. 110 p. (In Russ).

7. Khabriev R.U., Spasennikov B.A., Pertli L.F., Kopytkin S.A. [Development of penitentiary hygiene and sanitation in Russia (late XVIII – early XX century)]. Gigiena i Sanitariуa 2017; 96(8): 789–92. (In Russ.).

8. Spasennikov B.A., Pertli L.F. [The development of medical care in prison system of Russia (late XVII – early XX century)]. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini 2016; 24(4): 252–6. (In Russ.).

9. Alexy P.V., Pesoshina E.A. [The history of medical institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the legal aspect]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii 2010; (8): 82–5. (In Russ).

10. Sidorenko V.A. [History (stages) of development of the medical service of the ministry of interior affairs of Russia]. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations 2018; (1): 30–8. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2018-0-1-30-38

11. Nahapetov B.A. [Essays on the history of the sanitary service of the GULAG]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2009. (In Russ.).

12. Ponomarev S.B., Cherenkov A.A., Pustovalov A.R. [Organization of medical and sanitary provision of convicts during the Great Patriotic War]. Vedomosti ugolovnoispolnitelnoy sistemy 2012; (8): 24–9. (In Russ.).

13. Kononets A.S. [Sluzhba zdravookhraneniya]. Prestupleniye i nakazaniye 2004; (3): 23. (In Russ.).

14. Kulik S.A. [Sanitary-hygienic and anti-epidemic provision in ITU. Textbook]. Domodedovo, 1992. 94 p. (In Russ.).

15. Bakulina L.V. [Legal status of convicts in the context of the reform of the penal system]. Uchenyye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta 2010; 152(4): 181–86. (In Russ.).

16. [History of the Federal Penitentiary Service of Russia]. (In Russ.). http://fsin.rf/organization/GCGSEN/istoriya-fkuzgtsgsen-fsin-rossii/

17. Datiy A.V. [Problems of the medical support of the condemned]. Electronic scientific journal «Lichnost v menyayushchemsya mire: zdorovye, adaptatsiya, razvitiye» 2014; 1(4): 52–0. (In Russ.). http://humjournal.rzgmu.ru/art?id=68

About the Authors

Svetlana V. Provotorova, Epidemiologist, Branch, Center for State Sanitary and Epidemiological Surveillance, Primary Healthcare Unit Forty-Eight, Federal Penitentiary Service of Russia, Lipetsk, Russia; provotorovasv@yandex.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.