ISSN 2226-6976 (Print)
ISSN 2414-9640 (Online)

The social and economic burdens of HIV in the Russian Federation

Avksentiev N.A., Makarov A.S., Makarova Yu.V., Pazukhina E.M., Sisigina N.N., Feoktistova O.A. Zaitseva E.E., Kuznetsov S.D., Pace A., Saitkulov K.I.

1) Financial Research Institute, Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia; 2) Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia; 3) Interregional Public Organization «Association of Clinical Pharmacologists», Volgograd, Russia; 4) GlasgoSmithKlein Trading, Moscow, Russia; 5) ViiV Healthcare, Brentford, United Kingdom
Despite the measures taken to fight the HIV infection epidemic, the incidence, prevalence, and mortality rates of the disease in Russia are higher than those in other countries of Eastern and Central Europe. This leads to negative consequences that go beyond the healthcare system and retards the further socioeconomic development of our country.
Objective. To estimate the social and economic burdens of the spread of HIV infection in Russia.
Materials and methods. When estimating the burden, the negative effects and costs associated with the spread of HIV infection in Russia as of 2019 were taken into account. The social burden of HIV infection was measured by the contribution of the disease to increased mortality rates, decreased life expectancy at birth, by fertility, natality, and population size. To estimate the burden, a difference was calculated between the actual values ​​of the 2019 indicators and the hypothetical scenario proposing that there was no spread of HIV in Russia. To quantify the economic burden, allowance was made for the direct state medical costs of screening for, diagnosis, and treatment of HIV infection, including antiretroviral therapy expenditures; for direct non-medical costs for the payment of pensions and disability benefits, as well as for indirect costs as the lost output of goods and services due to premature mortality and disability.
Results. As of 2019, the spread of HIV infection in Russia resulted in additional 19,941 deaths and declined birth rates by 5,845 children. Life expectancy at birth became lower by 0.31 years. The negative contribution of HIV infection to the natural growth of population was 25,786 persons whereas that to the average annual population size was 12,893. The total economic burden of HIV infection was estimated at 220.1 billion rubles, or about 0.2% of GDP. Indirect economic costs made up the bulk of the expenses (172.7 billion rubles, or 78.4%). The second component of the expenses was direct medical costs (34.6 billion rubles, or 15.7%).
Conclusion. The obtained estimates of the social aeconomic burden of HIV infection in Russia are significant, which requires the improvement of measures to fight this disease.

Keywords

HIV infection
economic burden
social burden

Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), остается одной из основных проблем для глобального здравоохранения. В 2014 г. Объединенная программа (ООН) по ВИЧ/СПИД (The joint United Nations Programme on HIV/AIDS, UNAIDS) утвердила программу «90–90–90», которая к 2020 г. подразумевала повышение доли диагностированных случаев ВИЧ до 90% всех инфицированных, обеспечение охвата эффективной антиретровирусной терапией (АРТ) до 90% тех, кто знает о своем положительном ВИЧ-статусе, а также достижение вирусной супрессии у 90% инфицированных ВИЧ, принимающих терапию [1]. Позднее, в программе «95–95–95», цели трансформировали в сторону повышения указанных показателей до 95% после достижения целей «90– 90– 90» [2].

С 2010 по 2019 гг. наблюдалось общемировое снижение заболеваемости ВИЧ приблизительно на 23% и смертности от синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) на 39%. Несмотря на это, UNAIDS отмечает невыполнение целей по снижению заболеваемости и смертности, связанных с ВИЧ-инфекцией [3].

Ситуация с ВИЧ-инфекцией в России также остается напряженной. По данным статистической формы № 61, в 2019 г. в России зарегистрирован 863 901 чел. с антителами к ВИЧ, что составляло около 0,59% всего населения страны. Показатель пораженности населения в том же году достиг 588,6 случая на 100 тыс. населения. Всего было выявлено 80 124 новых случая ВИЧ- инфекции, таким образом, заболеваемость составила 54,6 случая на 100 тыс. населения. Общее число смертей от ВИЧ-инфекции составило 20 088 чел. Следует отметить, что данные, публикуемые Специализированной научно-исследовательской лабораторией эпидемиологии и профилактики СПИДа в составе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, показывают более высокую пораженность, заболеваемость и смертность от ВИЧ- инфекции, что объясняется методологией сбора и обработки информации [4].

В настоящее время основная заболеваемость, распространенность и смертность от ВИЧ-инфекции сосредоточены в двух регионах – Африканском и в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) [5, 6]. Международные сопоставления России со странами ВЕЦА показывают, что заболеваемость ВИЧ в нашей стране, по данным за 2019 г., остается самой высокой, при этом показатель в Украине приблизительно вдвое ниже российского и составляет 29,3 против 54,6 на 100 тыс. населения (табл. 1). Россия также является лидером по пораженности ВИЧ-инфекцией среди стран ВЕЦА [5, 7]. Хотя отчасти это может являться следствием лучшей диагностики ВИЧ-инфекции в нашей стране, не следует полностью исключать возможность более тяжелой эпидемической ситуации в России по сравнению с соседями.

21-1.jpg (102 KB)

Аналогично программам UNAIDS в Российской Федерации для борьбы с ВИЧ-инфекцией к 2024 г. поставлена цель «90–90–90»1 . Первые 2 цели «95–95–95» установлены до 2030 г. [9], при этом одной из дополнительных целей является практически двукратное снижение числа новых случаев заболевания2. Для оценки состояния эпидемии ВИЧ в России и прогнозирования перспектив реализации стратегических целей правительства, определенных Указом Президента РФ № 204 от 07 мая 2018 г., интерес представляет текущая оценка социального и экономического бремени ВИЧ-инфекции в России, которая позволит определить возможные резервы улучшения социальных и экономических показателей развития страны при успешном контроле заболевания.

Цель исследования – оценка социально-экономического бремени распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации по состоянию на 2019 г.

Материалы и методы

При оценке социально-экономического бремени учитывали негативные эффекты и расходы, связанные с распространением ВИЧ-инфекции в России. Таким образом, бремя изучали «в срезе» с учетом всех взрослых лиц, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), на горизонте одного года анализа – 2019-го, в то время как отдаленные эффекты и расходы (возникающие за пределами горизонта анализа) не учитывали.

Для оценки социального бремени ВИЧ-инфекции в России нами разработана модель влияния заболевания на демографические показатели (рис. 1).

21-2.jpg (215 KB)

Социальное бремя ВИЧ-инфекции определяли как разницу между фактическими значениями демографических показателей (рождаемости, смертности, ожидаемой при рождении продолжительности жизни, числа потерянных лет жизни и других) за 2019 г. и расчетными значениями показателей, исходя из предположения об успешном контроле ВИЧ-инфекции среди взрослого населения Российской Федерации. Предполагалось, что успешный контроль над ВИЧ- инфекцией выражается в том, что ЛЖВ не будут умирать вследствие ВИЧ, у них не будут возникать ВИЧ-ассоциированные инфекции, улучшится качество их жизни и репродуктивное поведение. Предполагалось, что по всем указанным характеристикам ЛЖВ станут сопоставимы с общей популяцией жителей нашей страны.

В качестве основных источников для оценки социального бремени были использованы данные Федеральной службы государственной статистики, ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, ФГБУ «Центральный НИИ организации и автоматизации здравоохранения» Минздрава России, демографических исследований Российской экономической школы.

Для определения экономического бремени заболевания учитывали прямые медицинские и немедицинские затраты и косвенные экономические затраты. Прямые медицинские затраты включали расходы:

  • на лекарственное обеспечение инфицированных ВИЧ, в том числе с ВИЧ-ассоциированными заболеваниями: туберкулезом, гепатитами B и C;
  • тестирование населения на ВИЧ-инфекцию;
  • амбулаторно-поликлиническое и стационарное лечение инфицированных ВИЧ и ВИЧ- ассоциированными заболеваниями.

Данные о расходах на тестирование получали из отчетов о реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» за 2018–2019 гг. [8] и данных по числу тестирования в 2018–2019 гг. Расходы на лекарственное обеспечение оценивали по данным портала государственных закупок, Международной коалиции по готовности к лечению [9] и данных компании IQVIA относительно закупок на терапию туберкулеза, в том числе туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Для оценки расходов на лечение использовали данные клинических рекомендаций по терапии ВИЧ-инфекции и туберкулеза [10, 11], государственную статистику новых случаев заболеваний и нормативы финансовых затрат, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за 2019 г. [12].

Прямые немедицинские затраты оценивали на основании данных о социальной поддержке инвалидов, получивших свой статус вследствие ВИЧ, которые складываются из ежемесячных денежных выплат и фиксированных выплат работающим/неработающим инвалидам. При этом для оценки численности живущих инвалидов вследствие ВИЧ предполагалось, что их доля в общем числе инвалидов сопоставима с долей лиц, впервые признанных инвалидами из-за ВИЧ-инфекции, в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами в России.

Косвенные экономические затраты были рассчитаны на основе оценки потерь в ВВП, в том числе потерь заработной платы, от преждевременной смертности и инвалидизации населения по причине ВИЧ. При анализе не учитывали отложенные экономические затраты. Оценку экономического бремени проводили в соответствии с действующими методическими рекомендациями Минздрава, Минфина и Минэкономразвития России и их подведомственных учреждений3,4.

Результаты

Социальное бремя ВИЧ

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2019 г. было зарегистрировано 20 088 смертей по причине болезни, вызванной ВИЧ. В ходе оценки социального бремени заболевания исходили из того, что при условии успешного контроля за ВИЧ-инфекцией смертность данных лиц соответствовала бы половозрастным коэффициентам смертности для всего населения России в целом. В итоге бремя ВИЧ по критерию дополнительной смертности взрослого населения составило 19 941 чел. (из них в трудоспособном возрасте – 19 135 чел.). Таким образом, коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте в 2019 г. мог бы оказаться на 23,1 случая на 100 тыс. населения ниже при условии успешного контроля за ВИЧ-инфекцией.

В результате преждевременной смертности женщин репродуктивного возраста, а также снижения мотивации иметь детей у женщин, живущих с ВИЧ, рождаемость в России в 2019 г. снизилась на 5845 детей. Таким образом, из-за дополнительной смертности и снижения рождаемости, вызванных ВИЧ-инфекцией, естественный прирост населения России в 2019 г. оказался на 25 786 чел. ниже, чем в случае успешного контроля за ВИЧ-инфекцией (табл. 2).

22-1.jpg (66 KB)

Ожидаемая при рождении продолжительность жизни (ОПЖ) в Российской Федерации в 2019 г. в случае успешного контроля за ВИЧ-инфекцией составила бы 73,64 года по сравнению с фактическим значением показателя – 73,33, таким образом, за 2019 г. снижение ОПЖ из-за ВИЧ-инфекции равнялось 0,3 года.

Число потерянных лет жизни в результате ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации в 2019 г. составило 9971 человеко-лет, при этом число потерянных лет жизни с поправкой на ее качество – 216 749 человеко-лет. Поскольку ВИЧ ассоциируется не только с дополнительной смертностью, но и с потерей трудоспособности, нами было рассчитано число потерянных лет жизни в результате ВИЧ-инфекции с поправкой на нетрудоспособность, которое в 2019 г. составляло 66 649 года.

Экономическое бремя ВИЧ-инфекции

Общая величина прямых медицинских затрат на скрининг, диагностику и лечение ВИЧ-инфекции в России в 2019 г. составила 34,6 млрд рублей (табл. 3). Среди них наибольшую долю занимает закупка антиретровирусных препаратов (АРВП) – 26,5 млрд руб., или 76,7% от всей группы затрат, из них 22,9 млрд руб. (66,3% всех прямых затрат) составляют закупки Министерства здравоохранения, 3,6 млрд руб. (10,4% всех прямых затрат) – закупки регионов и иных федеральных ведомств. Второй по размеру расходов статьей является амбулаторно-поликлиническое лечение – 2,3 млрд руб., или 6,7%. Третьим по объему затрат компонентом является обеспечение противотуберкулезными препаратами больных с сочетанной инфекцией ВИЧ/ туберкулез – 2,2 млрд руб., или 6,3%. Наименьшую долю занимают закупки препаратов для лечения больных с сочетанной инфекцией ВИЧ/гепатит В – 2,3 млн руб., или 0,01%.

23-1.jpg (174 KB)

Общий размер прямых немедицинских затрат в 2019 г. составил около 12,86 млрд руб. Большая часть расходов приходилась на выплаты инвалидам II группы – 6,73 млрд руб, или 52,3%, поскольку в большинстве случаев по причине ВИЧ больным присваивается именно эта группа инвалидности. Выплаты инвалидам I группы составляли 3,5 млрд руб., инвалидам III группы – 2,63 млрд руб.

ВИЧ-инфекция приводит к преждевременной смертности населения, преимущественно в трудоспособном возрасте, а также к стойкому ограничению трудоспособности у части ЛЖВ. С учетом этого общий размер косвенных затрат в виде упущенного выпуска товаров и услуг в 2019 г. составил 172,7 млрд руб., в том числе 78,9 млрд руб. – потери в заработной плате населения вследствие ВИЧ.

Рис. 2 обобщает распределение экономических потерь, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией. Общий объем экономического бремени составил 220,1 млрд руб., или около 0,2% ВВП. Большая часть расходов приходится на косвенные экономические затраты – 172,7 млрд руб., или 78,4%. Вторым по объему затрат компонентом являются прямые медицинские затраты – 34,6 млрд руб., или 15,7%.

23-2.jpg (67 KB)

Обсуждение

В России, как и в большинстве стран ВЕЦА, чертами современного этапа распространения ВИЧ-инфекции являются выход заболевания из ключевых групп риска (больные наркоманией, заключенные, гомо- и бисексуалы), а также закрепление диапазона от 30 до 44 лет в качестве основного возраста первичной постановки диагноза. Распространение заболевания приводит к росту смертности населения (преимущественно трудоспособного возраста) и снижению рождаемости за счет снижения количества женщин репродуктивного возраста и отказа женщин с диагностированной ВИЧ- инфекцией от рождения детей. ЛЖВ в России умирают преимущественно в возрасте 35–44 лет, однако среди женщин также наблюдается высокая смертность в более молодом возрасте – 25–34 года.

Контроль за ВИЧ-инфекцией способен внести ощутимый вклад в достижение национальных целей, определенных к 2024 г. Указом Президента от 07 мая 2018 г. № 204 и к 2030 г. – Указом Президента от 21 июля 2020 г. № 474. Например, в 2019 г. ожидаемая при рождении продолжительность жизни россиян составляла 73,3 года. Согласно нашим расчетам, при отсутствии негативного влияния ВИЧ-инфекции данный показатель мог бы вырасти до 73,6 года, то есть на 4 мес. Это могло бы обеспечить 6,4% необходимого роста до поставленной майским указом цели – 78 лет. При этом, согласно нашим расчетам, потенциал увеличения ОПЖ за счет успешного контроля за ВИЧ- инфекцией превосходит вклад снижения смертности от новообразований (+0,2 года), младенческой смертности (+0,02 года) и смертности от дорожно-транспортных происшествий (+0,2 года), предусмотренных соответствующими федеральными проектами.

Учитывая, что большинство смертей от ВИЧ- инфекции затрагивает население в трудоспособном возрасте, существенный вклад ВИЧ-инфекция вносит и в снижение демографических показателей данной группы населения. В частности, вклад ВИЧ в смертность населения в трудоспособном возрасте в 2019 г. оценивается в 23,1 случая на 100 тыс. населения. Адекватный контроль за ВИЧ-инфекцией позволил бы снизить данный показатель до 470,2 случая на 100 тыс. населения (при целевом значении к 2024 г. менее 350 случаев на 100 тыс. населения).

Кроме того, снижение смертности населения на 19 941 случай и рост рождаемости на 5845 детей сказались бы на достижении цели в обеспечении положительного естественного прироста населения к 2024 г. При условии успешного контроля за ВИЧ-инфекцией в 2019 г. он мог бы составить 291 447 чел. (по сравнению с фактическим значением 317 233 чел.), а среднегодовая численность населения – 146 777 600 (на 12 893 чел. больше, чем фактически в 2019 г.). Суммарный коэффициент рождаемости в 2019 г. мог бы оказаться на 0,01 пункта выше (1,51 по сравнению с фактическим значением в 1,50) при целевом значении к 2024 г. – 1,70.

Согласно полученным результатам, экономическое бремя ВИЧ-инфекции в 2019 г. достаточно существенно – 220,1 млрд руб., или 0,2% ВВП. Такой показатель сопоставим с потерями от распространения инфаркта миокарда (0,25% ВВП) [13] и превышает экономическое бремя рака легкого (0,14% ВВП) [14].

При этом большую часть экономического бремени составляют косвенные экономические затраты (78,4%), а на долю прямых медицинских затрат приходится только 15,7%. Косвенно это может говорить о значительном потенциале прямых инвестиций в борьбу с ВИЧ, так как рост прямых медицинских затрат на мероприятия по контролю за инфекцией может окупиться за счет снижения косвенных экономических потерь.

Выводы

1. Распространение ВИЧ-инфекции в России наносит значительный урон социальному и демографическому развитию страны, который заключается в увеличении смертности, снижении рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни россиян. Преимущественно болезнь затрагивает молодое население, что приводит к существенным потерям в экономике, в том числе в доходах населения и бюджета.

2. Совершенствование подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфекции может обеспечить существенный вклад в достижение демографических показателей, зафиксированных в президентском Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.». При этом высокая доля косвенных экономических потерь в структуре экономического бремени от распространения ВИЧ-инфекции может указывать на то, что дополнительные расходы на диагностику и лечение ВИЧ-инфекции стоит рассматривать как инвестиции, так как они могут быть компенсированы путем снижения экономических потерь.

References

1. Joint United Nations Programme on HIV/AIDS. 90-90-90: an ambitious treatment target to help end the AIDS epidemic. Geneva, 2014.

2. UNAIDS. Understanding fast-track. Accelerating action to end the AIDS epidemic by 2030 . 2015. https://www.unaids.org/sites/default/files/ media_asset/201506_JC2743_Understanding_FastTrack_en.pdf

3. 2020 Global AIDS Update – Seizing the moment – Tackling entrenched inequalities to end epidemics, 2020. https://www.unaids.org/en/resources/ documents/2020/global-aids-report

4. Справка. ВИЧ-инфекция в Российской Федерации на 31 декабря 2020 г. http://www.hivrussia.info/wp-content/uploads/2021/03/VICH-infektsiya-v-Rossijskoj-Federatsii-na-31.12.2020-..pdf

[HIV infection in the Russian Federation as of December 31, 2020]. (In Russ.)http://www.hivrussia.info/wp-content/uploads/2021/03/VICH-infektsiya-v-Rossijskoj-Federatsii-na-31.12.2020-..pdf

5. HIV/AIDS surveillance in Europe 2019–2018 data. uropean Centre for Disease Prevention and Control. https://www.ecdc.europa.eu/en/publications-data/ hivaids-surveillance-europe-2019-2018-data

6. UNAIDS. Fact sheet – Latest global and regional statistics on the status of the AIDS epidemic, 2021 . https://www.unaids.org/en/resources/documents/ 2021/UNAIDS_FactSheet

7. HIV ESTIMATES WITH UNCERTAINTY BOUNDS 1990–2019 . UNAIDS. http://www.unaids.org/sites/default/ files/media_ asset/HIV_estimates_from_ 1990-to-present.xlsx

8. Уточненный годовой отчет за 2018 год о ходе реализации пилотной государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и об оценке ее эффективности. https://static2. rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/тыс./045/232/original

[Updated annual report for 2018 on the implementation of the pilot state program of the Russian Federation «Development of healthcare» and on the assessment of its effectiveness]. 2018. (In Russ.). https://static2. rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/ 045/232/original.

9. Уточненный_отчет_о_реализации_ГП_за_2018_год. pdf?1561020926 [Updated_report_on_GP_implementation_for_2018_year]. (In Russ.). pdf?1561020926

10. Коалиция по готовности к лечению: Анализ закупок АРВ-препаратов в Российской Федерации в 2019 год. https://itpcru.org/wp-content/uploads/ 2020/04/itpcru-otchet-arv-preparaty-2019-28.04.20-final_prep.pdf. [Treatment Preparedness Coalition: Analysis of ARV Procurement in the Russian Federation in 2019]. (In Russ.). https://itpcru.org/wp-content/ uploads/2020/04/itpcru-otchet-arv-preparaty-2019-28.04.20-final_ prep.pdf

11. Клинические рекомендации «ВИЧ-инфекция у взрослых». 2017 http://rushiv.ru/category/docs/national-recs/kr-17/?ysclid=l5wajbcvxu 641077258

[Clinical guidelines «HIV infection in adults»]. 2017. (In Russ.). ps://cr.minzdrav.gov.ru/schema/79_1

12. Клинические рекомендации «Туберкулез у взрослых». 2020. https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/16_1.

[Clinical guidelines «Tuberculosis in adults»].2020. (In Russ.). https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/16_1

13. Оганов Р.Г., Концевая А.В., Калинина А.М. Экономический ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2011; 10 (4): 4–9.

Oganov R.G., Kontsevaya A.V., Kalinina A.M. [Economic damage from cardiovascular diseases in the Russian Federation]. Cardiovascular therapy and prevention 2011; 10 (4): 4–9. (In Russ.).

14. Авксентьева М.В., Горкавенко Ф.В., Никитина А.В.. Савилова А.Г., Герасимова К.В., Мусина Н.З. и др. Оценка социально-экономического бремени рака легкого в Российской Федерации. Медицинские технологии. Оценка и выбор 2018; 4(34): 63–75. DOI: 10.31556/2219-0678.2018.34.4.063-075

Avksent’eva M.V., Gorkavenko F.V., Nikitina A.V., Savilova A.G., Gerasimova K.V., Musina N.Z. et al. [Assessment of the socio-economic burden of lung cancer in the Russian Federation]. Medical Technologies. Evaluation and choice 2018; 4(34): 63–75. (In Russ.). DOI: 10.31556/2219-0678.2018.34.4.063-075

About the Authors

Nikolai A. Avksentiev, Advisor to the Director; Financial Research Institute, Ministry of Finance of Russia; Researcher, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia; na@nifi.ru; https://orcid.org/0000-0002-2686-1330
Aleksandr S. Makarov, Consultant, Financial Research Institute, Ministry of Finance of Russia, Moscow; Researcher, Interregional Public Organization «Association of Clinical Pharmacologists», Volgograd, Russia; alex@makarov.su; https://orcid.org/0000-0002-0723-6011
Yulia V. Makarova, Cand. Economic Sci., Senior Researcher, Financial Research Institute, Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia; makarova@nifi.ru; https://orcid.org/0000-0001-5129-8175
Ekaterina M. Pazukhina, Junior Researcher, Financial Research Institute, Ministry of Finance of Russia; Junior Researcher, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia; epazukhina@nifi.ru; https://orcid.org/ORCID ID 0000-0001-9379-0475
Natalya N. Sisigina, Junior Researcher, Financial Research Institute, Ministry of Finance of Russia; Researcher, Moscow, Russia; sisigina@nifi.ru; https://orcid.org/0000-0001-9130-2343
Olesya A. Feoktistova, Head, Center for Social Sphere Finance, Financial Research Institute, Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia; feoktistova@nifi.ru; https://orcid.org/0000-0002-8169-0475
Elena E. Zaitseva, Healthcare and Patient Relations Manager, GlasgoSmithKlein Trading, Moscow, Russia; elena.x.zaytseva@gsk.com
Sergey D. Kuznetsov, Candidate of Medical Sciences, Medical Research Expert, GlaxoSmithKlein Trading, Moscow, Russia; sergey.d.kuznetsov@ viivhealthcare.com; https://orcid.org/0000-0002-5058-3676
Alistair Pace, Strategy and Implementation Supervisor, Medical Department, ViiV Healthcare, Brentford, UK, 980 Great West Road, Brentford, Middlesex TW8 9GS UK
Kamil I. Saitkulov, Head, Office of Communications and Government Relations, GlaxoSmithKlein Trading, Moscow, Russia; kamil.i.saytkulov@gsk.com

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.