ISSN 2226-6976 (Print)
ISSN 2414-9640 (Online)

Young students’ awareness about some socially significant infections

Evstropov A.N., Khudonogova Z.P., Zakharova L.N., Mironov A.Yu.

1Novosibirsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Novosibirsk, Russia; 2G.N. Gabrichevsky Moscow Research Institute of Epidemiology and Microbiology, Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, Moscow, Russia
Objective. To study Novosibirsk students’ awareness about sexually transmitted infections (STIs).
Subjects and methods. An anonymous questionnaire survey was conducted to interview 882 students from 4 Novosibirsk universities.
Results. 94% of the respondents are aware of STIs. 90–98% of the respondents assign syphilis and HIV infection to STIs. The ideas of other STIs are far from the truth: STIs include candidiasis as considered by only 30–53% of the young people, chlamydia by 50–63%, gonorrhea by 58%, and hepatitis B by 64%. The majority of respondents correctly consider people who often change their sexual partners, sex workers, and drug addicts to be most vulnerable to STIs. 65% of the respondents indicated the need to use a condom to prevent STI, but only 57% of the respondents practice protected sexual intercourses.
Conclusion. Most students of Novosibirsk universities have the right idea about STIs (risk groups, complications, and prevention of these infections). There is a discrepancy between the high level of awareness about STIs and actual behavior. The authors show that it is necessary to diversify procedures and forms of providing information on STIs, which are aimed at their primary prevention.

Keywords

sexually transmitted infections
anonymous questionnaire survey of students
information sources
risky sexual behavior
prevention

В последнее десятилетие в Российской Федерации достигнуты значительные успехи в диагностике и лечении инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), относящихся к категории социально значимых заболеваний. 90-е годы ХХ века характеризовались эпидемическим ростом заболеваемости ИППП, достигшей в 1997 г. 1353 случаев на 100 тыс. населения. Предпринятые разносторонние меры, направленные на совершенствование профилактики, раннего выявления и контроля за ИППП, позволили снизить показатель заболеваемости до 203,4 на 100 тыс. населения в 2014 г. В ряде регионов Российской Федерации, особенно в Сибирском, Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном федеральных округах сохраняется неблагополучная ситуация [1, 2]. На фоне снижения заболеваемости такими «традиционными» венерическими заболеваниями, как сифилис, гонорея (в 2014 г. соответственно 25,1 и 23,5 на 100 тыс. населения) растет удельный вес вирусных ИППП [1, 2].

Неблагополучная эпидемическая ситуация по ИППП в нашей стране представляется еще более значимой в связи с сохраняющейся социальной и экономической нестабильностью, изменившейся моделью сексуального поведения населения (омоложение сексуального дебюта, повышение уровня общего промискуитета), низкой санитарной культурой сексуальных отношений на фоне довольно высокого общего уровня образования, проституцией, употреблением наркотиков, притоком трудовых мигрантов из сопредельных стран [3, 4].

Особенно тревожным является то, что в последние годы около 60% случаев ИППП приходится на возрастные группы 15–17 и 18–29 лет [2]. В этих же группах среди больных сифилисом и гонореей преобладают женщины. В 2014 г. заболеваемость сифилисом среди женщин в возрасте 15–17 лет составила 22,7, а в возрасте 18–29 лет – 53,2 на 100 тыс. населения, что является неблагоприятным фактором для репродуктивного здоровья населения [1]. Студенческая молодежь, относящаяся к этой возрастной группе, является группой риска по ИППП. В этот период жизни молодые люди не только получают профессию, но и формируют стереотип поведения, в том числе и сексуального. Как показывает практика, оказать влияние на этот процесс – весьма непростая задача. С одной стороны, наличие большого количества информации по данной проблеме, доступность ее получения из наиболее популярных у молодежи источников (Интернет, телевидение и др.), с другой стороны, именно телевидение и Интернет активно транслируют такие негативные мировые тенденции, как ранние сексуальные отношения, внебрачные, беспорядочные половые связи. На региональном уровне разрабатываются и внедряются разнообразные образовательно-просветительные программы, направленные на профилактику ИППП, для разных категорий: школьников, студентов, подростков из детских домов и т. д. Эффективность таких профилактических мероприятий будет выше, если при их разработке специалисты будут опираться на сведения об информированности конкретной возрастной и социальной категории населения об ИППП.

Целью исследования явилось изучение информированности студентов вузов Новосибирска об ИППП.

Материалы и методы

Методом анонимного анкетирования опрошены 882 студента 4 вузов Новосибирска: Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ), Сибирского государственного универси­тета путей сообщения (СГУПС), Сибирской ака­де­мии государственной службы (СибАГС), Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ). Студенты НГМУ опрошены дважды – до и после изучения дисциплины «Микробиология, вирусология». Все участники анкетирования дали согласие на участие в опросе. Анкета, разработанная авторами исследования, содержала 20 вопросов (показателей) с вариантами ответов от 2 до 7. Для каждого показателя было рассчитано процентное распределение ответов. Проанализировано 1448 анкет, из которых 1142 заполнили студенты НГМУ, 306 – студенты немедицинских вузов. 95,1% участников исследования были в возрасте 18–23 лет. Из числа опрошенных девушки составляли 59%, юноши – 41%.

Результаты

На первый вопрос анкеты «Приходилось ли Вам слышать или читать информацию об ИППП?» утвердительно ответили 94% респондентов. В качестве источников информации 67% опрошенных назвали средства массовой информации, 50% – медицинские издания, 33% узнали об ИППП от друзей и знакомых. Некоторые студенты воспользовались телефоном доверия, обратили внимание на тематические плакаты в больнице или поликлинике.

98% студентов указали, что половым путем передается ВИЧ-инфекция, 90% – сифилис (рис. 1, см. на вклейке). В отношении других ИППП представления далеки от истины. Все перечисленные в анкете инфекции (сифилис, гонорею, ВИЧ-инфекцию, гепатит B, герпес, хламидиоз, микоплазмоз, кандидоз) к ИППП отнесли лишь 23% студентов немедицинских вузов и 47% студентов НГМУ во время первого анкетирования. Только 30–53% молодых людей относят к ИППП кандидоз, от 50 до 63% – хламидиоз. Даже гонорею, «традиционную» венерическую инфекцию, как ИППП отметили лишь 58% респондентов. Настораживает, что гепатит В к ИППП отнесли всего 64% опрошенных. Обращает на себя тот факт, что в ответах студентов немедицинских вузов отмечается меньше различий как в части верных ответов, так и в случае заблуждений. Ответы студентов-медиков разных факультетов нередко существенно отличаются. Хламидиоз отнесли к ИППП 75% студентов педиатрического факультета и только 52% студентов-стоматологов, в то же время гепатит В ИППП считают 89% студентов стоматологического факультета и только 53% студентов лечебного факультета. По-видимому, более полные и верные представления о гепатите В (а также о ВИЧ-инфекции) именно у студентов стоматологического факультета можно объяснить их более ранним началом общения с пациентами по сравнению со студентами других факультетов и настороженностью в связи с возможной передачей этих инфекций через кровь в результате профессиональной деятельности.

Отвечая на вопрос о группах молодежи, подверженных наибольшему риску инфицирования, все опрошенные на 1-е место поставили лиц, часто меняющих половых партнеров: так считает 91% студентов НГМУ (и абсолютно все студенты педиатрического факультета), 91% студентов СГУПС, 70% студентов СибАГС, 64% студентов СибГУТИ. От 43 до 65% опрошенных к группе риска отнесли наркоманов, справедливо полагая, что наркомания ведет к деформации поведения, в том числе к частой смене половых партнеров. В отношении работников сферы сексуальных услуг как группы риска мнения респондентов разделились. К группе риска эту категорию отнесли 80% студентов НГМУ, 66% студентов СГУПС, 46% студентов СибГУТИ и лишь 27% студентов СибАГС, полагая, что секс-работники регулярно обследуются на ИППП и практикуют защищенные половые контакты. Заслуживает внимания тот факт, что от 20% опрошенных в СибГУТИ до 41% в НГМУ к группе риска отнесли лиц, мало информированных о средствах профилактики и последствиях ИППП. Студенты всех вузов единодушны во мнении, что даже единичный половой контакт с больным ИППП может привести к заболеванию: так считают 96% опрошенных. Респонденты верно отмечают, что после перенесенной ИППП и излечения можно заразиться повторно (94% опрошенных). Они перечисляют тяжелые осложнения ИППП: хроническое течение, бесплодие, рождение больных детей, снижение иммунитета; социальные и психологические последствия: негативное отношение в обществе, боязнь новых сексуальных отношений.

Несомненно, заслуживает одобрения позиция участников исследования, отраженная в ответах на вопрос «Ваши действия при подозрении, что Вы заразились ИППП?». От 96% респондентов немедицинских вузов до 100% студентов НГМУ (стоматологический факультет) ответили, что в таком случае обратятся к врачу-специалисту, при этом 42% студентов-стоматологов еще и посоветуются с родителями. Советами друзей в этой ситуации воспользуются 4% опрошенных, 3% прибегнут к самолечению. Затруднение вызвал у молодежи вопрос о том, как человек может узнать, что у него ИППП. Для 41% опрошенных студентов немедицинских вузов таким критерием являются появившиеся признаки заболевания, для 28% – результат обследования у врача-венеролога, 35% респондентов считают, что достоверным подтверждением будет наличие проявлений, подтвержденных результатами обследования у специалиста. По мнению 45% студентов-медиков, свидетельствовать о наличии ИППП будут клинические проявления, подтвержденные методами лабораторной диагностики, для 25% для подтверждения заболевания достаточно наличия признаков заболевания, 29% указали, что для постановки диагноза необходимо пройти обследование у врача-специалиста.

На вопрос о необходимости прохождения курса лечения при ИППП опрошенные ответили следующим образом: 96% студентов СГУПС, 97% студентов СибАГС и 87% студентов СибГУТИ считают, что лечение необходимо. Обязательным проведение лечения ИППП считают 100% студентов педиатрического факультета; 7 студентов лечебного и 10 студентов стоматологического факультета из числа принявших участие в анкетировании не считают обязательным прохождения курса лечения ИППП.

В ответах на вопрос об оценке своего уровня информированности об ИППП юноши и девушки весьма самокритичны: только 19% студентов немедицинских специальностей считают его высоким, 67% – средним, 13% испытывают недостаток знаний. Студенты НГМУ более уверены в своих знаниях по обсуждаемой проблеме: 48% оценивают свой уровень информированности как высокий, 42% считают средним, 10% – недостаточным. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о наличии у студентов как медицинских, так и немедицинских специальностей верных представлений по большинству вопросов об ИППП.

Обсуждение

Но всегда ли хорошие теоретические знания студентов соответствуют их реальному поведению в жизни? Поскольку предложенная анкета не содержала вопросов о количестве половых партнеров у респондентов, мы обратились к результатам, полученным другими исследователями. Анкетирование, проведенное в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, показало, что только 26,67% сегодняшних студентов имеют одного полового партнера, 20% считают, что партнеров должно быть два-три, а 13,33% придерживаются мнения о пяти и даже десяти партнерах [5]. Из числа опрошенных студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), имевших сексуальные контакты за последние 6 мес., у 62% был один сексуальный партнер, 8% респондентов имели трех партнеров, 6% – четырех партнеров [6]. В аналогичном исследовании, проведенном в 2012 г. среди студентов вузов г. Омска, получены следующие результаты: 78,8% опрошенных девушек имели сексуальные отношения только с одним половым партнером, у 21,3% число половых партнеров варьирует от двух до четырех. Только 38,3% юношей за последний год вступали в сексуальные контакты с одним партнером, 32,9% участников опроса имели двух–трех половых партнеров, 28,8% – более четырех [7]. В этой ситуации будет ли действенным такой способ защиты от ИППП, как «надежный половой партнер»? Именно этот способ выбирают 83% студентов НГМУ и до 91% опрошенных студентов других новосибирских вузов. Только 52–75% студентов считают эффективным использование презерватива при каждом половом контакте. Около 8% ошибочно считают, что предупредить ИППП можно, используя гормональные контрацептивы или не посещая бани и бассейны (2–7%). На момент опроса 64% респондентов имели сексуальный опыт. При этом только 61% юношей и девушек из немедицинских вузов указали, что при сексуальных контактах всегда используют презерватив, 29% – время от времени (скорее для предупреждения зачатия), 8% молодых людей никогда им не пользуются. Ответы студентов-медиков на этот вопрос во время первого анкетирования показали, что будущие врачи еще реже используют презерватив: лишь 52% используют всегда, 19% – время от времени, 10% – если сомневаются в здоровье партнера, а 14% не используют никогда. Такое рискованное поведение допускают молодые люди, 96% из которых уверенно считают, что даже единичный половой контакт с больным ИППП может привести к заболеванию.

Ответы на вопросы анкеты о предпочтительных для молодежи источниках знаний об ИППП и удовлетворенности информацией, предлагаемой СМИ по данной проблеме, не были неожиданными: 47% молодых людей хотели бы услышать советы специалистов, 38% – получить информацию из специальных изданий, 47% и в дальнейшем хотели бы получать информацию из СМИ. При этом 52% респондентов считают, что на сегодня СМИ недостаточно сообщают об ИППП.

Получив от студентов-медиков на некоторые вопросы анкеты целый ряд ошибочных ответов, мы провели повторное анкетирование этой группы респондентов после изучения дисциплины «Микробиология, вирусология», на которой студенты знакомятся с возбудителями, эпидемиологией, мерами профилактики ИППП. В результате с 47 до 79% увеличилось число студентов-медиков, которые верно отнесли все перечисленные заболевания к ИППП, однако высокой (от 15 до 29%) осталась доля неверных представлений (рис. 2). В то же время сократилась доля респондентов, указавших, что стали использовать презерватив при каждом половом контакте (рис. 3).

Ответы студентов НГМУ на другие вопросы при повторном анкетировании принципиально не изменились.

Заключение

Большинство студентов вузов Новосибирска, обучающихся по техническим, экономическим, гуманитарным, медицинским специальностям, принявших участие в анонимном анкетировании, имеют правильные представления по большинству вопросов, касающихся ИППП: молодые люди знают о группах риска, осложнениях и профилактике ИППП. Часть студентов имеют недостаточные знания о таких инфекциях, как гепатит В, кандидоз, микоплазмоз, герпес, хламидиоз. Отмечено несоответствие между достаточно высоким уровнем информированности о заразности, группах риска, путях передачи ИППП и реальным поведением: незащищенные половые контакты имеют 11–30% студентов разных вузов. Для значительной части молодых людей основными источниками знаний по данной проблеме являются СМИ (прежде всего телевидение и Интернет), не всегда, однако, отвечающие современным требованиям. В СМИ для молодежи должны быть представлены образовательные программы с участием специалистов, направленные на первичную профилактику ИППП, формирование здорового образа жизни. Учитывая потребность почти половины респондентов посоветоваться со специалистами, целесообразно возродить практику проведения в небольших студенческих аудиториях лекций, бесед, ролевых игр, тренингов, посвященных проблемам ИППП.

References

1. [Russian statistical yearbook – 2015. Federal Service of State Statistics]. (In Russ.). http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/ Main.htm

2. Kiyasov I.A., Khuzikhanov F.V. [Modern tendencies of morbidity of sexually transmitted diseases and ways of prevention]. Uspehi sovremennogo estestvoznanija 2015; (2): 51–5. (In Russ.)

3. Ivanova M.A., Vinogradova S.A., Vartapetova N.V., Malygina N.S., Zalevskaya O.V. [The analysis of morbidity caused by sexually transmitted infections in population of the Russian Federation for the period of years 1997–2008]. Electronic scientific journal «Socialnie aspekti zdorovja naseleniya» 2009; No 3(11). (In Russ.). http://vestnik.mednet. ru/content/ view/138/27

4. Aravijskaya E.R. [Analysis of teenagers awareness in questions of sexuality and sexually-transmitted infections]. Ginekologija 2004; (11): 49–54. (In Russ.).

5. Rukavitsyna O.A. [Sexual culture of modern young people]. Molodoj uchenyj 2012; (4): 367–71. (In Russ.).

6. Tretyakova N.V., Soukhikh A.S. [Examination of the level of student awareness about the prevention of sexually-transmitted diseases]. Materials of the III international research-to- practice conference «Problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v novom tysyacheletii». Yekaterinburg, 2014; 171–6. (In Russ.)

7. [Center for the Prevention and Control AIDS and Infections Diseases/ Sociological research for 2012]. (In Russ.) http://www.aidsomsk.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=287:- 2012-&catid=33:sozio& Itemid=65.

About the Authors

For correspondence:
Prof. Alexander N. Evstropov, MD, Head, Department of Microbiology, Virology and Immunology, Novosibirsk State Medical University, Ministry of Health of Russia
Address: 52, Krasnyi Prospect, Novosibirsk 630091, Russia
Telephone: +7(383) 222-68-35
Е-mail: evstrop@gmail.com
Information about the authors:
Zinaida P. Khudonogova, Cand. Med. Sci., Assistant Professor, Department of Microbiology, Virology, and Immunology, Novosibirsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Novosibirsk, Russia; е-mail: nisngma@ngs.ru
Lуudmila N. Zakharova, Cand. Med. Sci., Аssistant Рrofessor, Department of Microbiology, Virology and Immunology, Novosibirsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Novosibirsk, Russia; е-mail: nisngma@ngs.ru
Prof. Andrey Yu. Mironov MD, Head of Department of Microbiology, G.N. Gabrichevsky Moscow Research Institute of Epidemiology and Microbiology, Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, Moscow, Russia; е-mail: andy.60@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.