ISSN 2226-6976 (Print)
ISSN 2414-9640 (Online)

The importance of monitoring adherence to vaccinations of different population groups in the structure of the information subsystem of epidemiological surveillance of vaccine prevention

Platonova T.A., Golubkova A.A., Koltunova E.S., Smirnova S.S., Kuznezova O.A.

1) Ural State Medical University, Ministry of Health of Russia, Yekaterinburg, Russia; 2) OOO “European Medical Center «UGMC-Health», Yekaterinburg, Russia; 3) Yekaterinburg Research Institute of Viral Infections, Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, Yekaterinburg, Russia; 4) Children’s City Clinical Hospital Eleven, Yekaterinburg, Russia; 5) Urals Research Institute for Maternal and Child Care, Ministry of Health of Russia, Yekaterinburg, Russia
Owing to immunization, significant successes have been achieved in the fight against infectious diseases. However, many issues of organizing an epidemiological surveillance over vaccination in the population still need to be improved.
Objective. To determine the importance of monitoring adherence to vaccination in different population groups in the system for epidemiological surveillance of immunoprophylaxis and to elaborate recommendations for its improvement.
Subjects and methods. A survey of 865 parents, 1325 health care workers, 750 students and 216 teachers of the Medical University was conducted to determine the commitment of certain groups of the population of a large industrial city to vaccination. Epidemiological, sociological, and statistical studies were used.
Results. Assessment of parents’ attitude towards vaccination ascertained that 79.3% of the respondents were positive, 6.4% denied the need for vaccination, and 14.3% expressed doubts about its effectiveness and safety. The main source of information about vaccinations in parents was the opinion of health workers; however, their survey identified 187 (14.1%) employees, mainly among the trained professionals with negative attitudes towards vaccination. Among the students of the medical university, there were 66 (8.8%) persons doubting the effectiveness of vaccinations, while most of them were junior students. There were negative answers to the question about vaccinations in 8.3% of the questionnaires filled out by the teachers (n = 18), mainly by those working at the theoretical departments. It is obvious that to form a positive attitude to vaccination in the population and to increase vaccination rates, it is necessary to specify educational programs, taking into account the target audience: junior students of medical universities, teachers of theoretical departments, health care medical workers with more than 20 years of experience.
Conclusion. Monitoring vaccination adherence enables important information to be obtained to determine the trajectories of education, upbringing of the population, and to enhance the competence of teachers and health care workers, who will contribute to the improvement of vaccination. This type of monitoring should be included in the information subsystem of epidemiological surveillance over vaccination as an independent component used on a regular basis.

Keywords

vaccination
adherence
epidemiological surveillance

Благодаря вакцинопрофилактике были достигнуты впечатляющие успехи в контроле над рядом инфекционных заболеваний: значительно снизились показатели заболеваемости, смертности и летальности. Прививки ежегодно позволяют сохранить более 6 млн детских жизней, и у 750 000 детей предупредить инвалидизацию [1–5].

Для сохранения стабильной ситуации по вакциноуправляемым инфекциям эксперты ВОЗ рекомендуют поддерживать охват детей прививками в «индикаторных» группах на уровне не менее 95%1 [5–8].

Однако в ряде исследований при экспертизе амбулаторных карт в детских поликлиниках было показано, что фактический охват детей прививками национального календаря не достигает рекомендованного уровня и, соответственно, не гарантирует результата, на который ориентирована система эпидемиологического надзора. Нарушение графика прививок, как правило, обусловлено отказами родителей от иммунизации, несвоевременной явкой на вакцинацию и временными медицинскими противопоказаниями [8, 9].

В связи с этим мониторинг приверженности прививкам населения, проживающего на конкретной территории, и отдельных его групп является необходимым для разработки образовательных траекторий и должен быть включен в информационную подсистему эпидемиологического надзора за вакцинопрофилактикой как обязательная компонента.

Цель исследования – определение значимости мониторинга приверженности прививкам разных групп населения в системе эпидемиологического надзора за иммунопрофилактикой и выработка рекомендации по его совершенствованию.

Материалы и методы

Исследование выполнено в 2017–2018 гг. на кафедре эпидемиологии, социальной гигиены и организации санитарно-эпидемиологической службы ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее – УГМУ) и в 5 медицинских организациях на территории крупного промышленного центра Среднего Урала.

Для изучения отношения родителей к вакцинации был проведен опрос 865 человек методом анкетирования. Анкета для исследования была разработана авторами совместно с сотрудниками кафедры клинической психологии и педагогики УГМУ и включала 13 вопросов, позволяющих оценить отношение родителей к вакцинации и источники информации о прививках. Опрос родителей проводили на нескольких параллелях: в поликлинике при заполнении анкеты на бумажном носителе на приеме у педиатра (486) и путем размещения в социальных сетях в Интернете электронной анкеты, созданной на базе платформы Google (379)2.

Для опроса сотрудников медицинских организаций, студентов и преподавателей УГМУ была использована анкета, которую нам любезно предоставили сотрудники кафедры эпидемиологии и доказательной медицины медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет). Эта анкета уже была ранее использована в социологических исследованиях кафедры эпидемиологии и доказательной медицины среди сотрудников и студентов, что в дальнейшем может быть использовано при сравнительном анализе уровней информированности и приверженности прививкам студентов и преподавателей двух вузов. В нашем исследовании в опросе участвовали 1325 сотрудников медицинских организаций, 750 студентов и 216 преподавателей.

В работе использованы эпидемиологический, социологический и статистический методы исследования. Для оценки полученных результатов применяли общепринятые статистические приемы. Расчеты проводили с помощью пакета прикладных программ Microsoft Office 2007. Достоверность различий оценивали по критерию Фишера. Различия считали достоверными при р < 0,05.

Результаты

Среди 865 родителей большинство (707 человек или 81,7%) составляли лица в возрасте 20–39 лет, 107 (12,4%) человек были в возрасте 40–49 лет, до 20 и старше 50 лет – 19 (2,2%) и 22 (3,7%) соответственно. Женщин было 777 (89,2%), мужчин – 88 (10,2%). Высшее образование имели 616 (71,2%) родителей, среднее специальное – 211 (24,4%), среднее – 38 (4,4%).

Практически 80% участников опроса (686 человек) считали вакцинацию эффективной мерой профилактики инфекционных болезней, но были и те, кто не смог однозначно определить свое отношение к прививкам (124 или 14,3%), а каждый 15-й респондент категорически отрицал их необходимость.

Негативное отношение к прививкам или сомнения в их эффективности родители чаще всего объясняли неуверенностью в их безопасности и риском поствакцинальных осложнений (45,2%). Часть опрошенных (16,0%) отметили, что прививка не гарантирует полной безопасности и что «привитые так же могут болеть, как и непривитые». В каждой 10-й анкете было указано на неудовлетворительное качество применяемых вакцин, особенно отечественного производства. У 9,9% респондентов был личный негативный опыт прививок, у 1,1% имело место неприятие прививок всеми членами семьи, что стало для них определяющим фактором в принятии решения об отказе от вакцинации себе и своим детям. Были и такие (16,3%), кто затруднялся с ответом на вопрос об отношении к вакцинации в связи с отсутствием личного опыта («не вправе были судить о пользе или вреде прививок»).

Для определения основных источников информации о прививках родителям было предложено проранжировать представленные источники по частоте обращения к ним, а также самостоятельно указать наиболее авторитетный, которому они более всего доверяют. Было установлено, что на 1-м месте по частоте получения информации (рис. 1, см. на вклейке) у всех категорий опрошенных были медицинские работники – от 45,5 до 81,9% (φ > 2,31; p < 0,01); на 2-м и 3-м – родственники, знакомые и Интернет, без значимых различий (φ < 1,64; p > 0,05).

Имели место различия по наиболее авторитетному источнику информации среди лиц с разной приверженностью прививкам (рис. 2, см. на вклейке). Для родителей, положительно настроенных к вакцинации и сомневающихся в ее эффективности, наиболее авторитетным источником были медицинские работники – 78,8 и 57,5% соответственно (φ > 2,31; p < 0,01). Для лиц, негативно относящихся к прививкам, таких источников было 2: медицинские работники и Интернет – по 25,8%.

Учитывая то, что основным и наиболее авторитетным для родителей источником информации являются медицинские работники, мы приняли решение определить отношение к прививкам самих медицинских работников. С этой целью был проведен опрос 1325 сотрудников медицинских организаций разного профиля, в том числе 501 (37,8%) врач, 557 (42,0%) средних и 66 (5,0%) младших медицинских работников, а также 201 (15,2%) человек из категории немедицинского персонала (сотрудники администрации, регистратуры, аптеки, пищеблока, хозяйственной службы и т. д.). Среди респондентов 300 (22,6%) человек имели стаж работы до 5 лет, 269 (20,3%) – от 5 до 10 лет, 307 (23,2%) – от 10 до 20 лет и 449 (33,9) – более 20 лет. В опросе приняли участие 1179 (89,0%) женщин и 146 (11,0%) мужчин.

1138 (85,9%) сотрудников медицинских организаций положительно относились к вакцинопрофилактике, считая ее эффективным мероприятием, позволяющим контролировать заболеваемость. Однако 59 (4,5%) человек были настроены к вакцинации негативно, а 128 (9,6%) не определились в своем отношении.

Среди 187 сотрудников, не доверяющих вакцинации, был 41 врач (8,2%), 79 (14,2%) средних и 14 (21,2%) младших медицинских работников, 53 (26,4%) сотрудника без медицинского образования (проценты рассчитаны от числа лиц соответствующей категории).

Среди врачей, негативно относящихся к прививкам, больше всего было стоматологов (10), хирургов (5) и педиатров (4). В единичных случаях это были анестезиологи-реаниматологи, терапевты, акушеры-гинекологи, врачи КДЛ, неврологи, гастроэнтерологи, врачи функциональной диагностики, дерматовенерологи, травматологи, эндоскописты, остеопаты, офтальмологи и рентгенологи.

Большинство не доверяющих вакцинации сотрудников составляли специалисты со стажем работы более 20 лет – 39,6% (φ > 2,31, p < 0,01). Среди лиц с меньшим опытом работы доли негативно настроенных к прививкам и сомневающихся в их эффективности были примерно одинаковыми: со стажем до 5 лет – 18,7%, от 5 до 10 лет – 24,6%, от 10 до 20 лет – 17,1% (φ < 1,64; p > 0,05).

По гендерной структуре значимых различий установлено не было: 18,5% среди мужчин и 13,6% среди женщин (φ = 1,53; p > 0,05).

Основная причина негативного отношения к прививкам была связана с риском возникновения поствакцинальных реакций и осложнений (36,7%), личным неудачным опытом вакцинации (19,6%) и мнением людей из медицинской научной среды (8,2%). В нескольких анкетах были указаны иные причины: информация из медийных источников, мнение других медицинских работников, недостаток информации.

Важно было понять, на каком этапе формируется негативное отношение к вакцинации у медицинского персонала: при обучении в вузе или уже в процессе работы. Для уточнения этого был проведен опрос 750 студентов 4 из 6 факультетов УГМУ, в том числе 258 (34,4%) студентов лечебного факультета, 210 (28,0%) – медико-профилактического, 180 (24,0%) – педиатрического, 102 (13,6%) – стоматологического, что в целом соответствовало структуре обучающихся в вузе.

Среди опрошенных 416 (55,5%) были студентами младших и 334 (44,5%) – старших курсов. В опросе участвовали 198 (26,4%) мужчин и 552 (73,6%) женщины.

Среди студентов, участвующих в опросе, 684 (91,2%) относились к вакцинопрофилактике положительно, 14 (1,9%) – резко отрицательно и 52 (6,9%) еще не определились в своем решении. Ведущими среди причин, сформировавших негативное отношение к вакцинации, были личный опыт студента (23,3%), боязнь поствакцинальных осложнений (14,6%), недостаток информации о прививках и мнение медицинских работников, с которыми они общаются (по 10,9%). Необходимо отметить, что среди студентов отношение к вакцинации в целом соответствовало позиции врачей медицинских организаций, среди которых положительно относились к прививкам 91,8%, негативно – 2,8%, сомневались в их эффективности – 5,4% (φ < 1,64; p > 0,05).

При анализе результатов опроса студентов разных факультетов значимых различий в их приверженности прививкам не было (φ < 1,64; p > 0,05). В то же время по результатам опроса студентов разных курсов мы установили, что наибольшее число негативно настроенных к прививкам было среди первокурсников (14,3% против 1,1–9,9% на других курсах обучения), хотя студенты младших курсов чаще других отмечали, что не имеют достаточной информации о вакцинации, но имеют желание ее получить.

Для оценки роли преподавателей медицинского университета в формировании отношения к вакцинации студентов мы провели опрос 216 сотрудников разных кафедр.

В опросе участвовали 47 (21,8%) преподавателей кафедр, относящихся к лечебно-профилактическому факультету, 44 (20,4%) – к медико-профилактическому, 23 (10,6%) – к педиатрическому, 30 (13,9%) – к стоматологическому и по 24 (11,1%) – к трем факультетам: фармацевтическому, факультету психолого-социальной работы и высшего сестринского образования, факультету повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Были опрошены 86 (39,8%) сотрудников теоретических кафедр и 130 (60,2%)  – клинических. Распределение респондентов по должностям было следующим: 77 (35,6%) доцентов, 65 (30,1%) ассистентов, 29 (13,4%) заведующих кафедрами. В опросе участвовали 15 (6,9%) профессоров, 17 (7,9%) старших преподавателей и 13 (6,0%) лаборантов. Большинство опрошенных (92 или 42,6%) имели стаж работы более 20 лет. Стаж работы до 5 лет был у 44 (20,4%) преподавателей, от 5 до 10 лет – у 32 (14,8%), от 10 до 20 лет – 48 (22,2%). В опросе участвовали 165 женщин и 51 мужчина.

Из 216 участников опроса положительное отношение к вакцинации подтвердили 198 (91,7%), только 5 (2,3%) сотрудников были настроены отрицательно и 13 (6,0%) не имели четкой позиции по данному вопросу. Среди причин отрицательного отношения к вакцинации наиболее часто фигурировали собственный негативный опыт (32,1%), страх перед возможными поствакцинальными осложнениями (21,4%) и мнение других людей из медицинской научной среды (21,4%).

Среди преподавателей кафедр разных факультетов, разных должностей, пола и стажа работы значимых различий в отношении к прививкам не было (φ < 1,64, p > 0,05). Среди сотрудников теоретических кафедр доля негативно настроенных к прививкам и сомневающихся в их эффективности была значимо выше, чем среди сотрудников клинических кафедр: 14,0% против 4,6% соответственно (φ = 2,4, p < 0,01).

Обсуждение

Наиболее авторитетными источниками информации о прививках для родителей были медицинские работники. Следовательно, именно они должны играть ключевую роль в формировании положительного отношения к иммунопрофилактике среди населения.

Однако среди медицинских работников, по итогам опроса 1325 человек, мы выявили значительную когорту лиц (187 человек или 14,1%), преимущественно среди сотрудников со стажем работы более 20 лет, негативно настроенных к вакцинации и сомневающихся в ее эффективности из-за недостаточной информированности. При опросе студентов и преподавателей медицинского университета также были выявлены негативно настроенные к прививкам и сомневающиеся в их эффективности. Среди студентов чаще всего это имело место у учащихся младших курсов, среди преподавателей – у сотрудников теоретических кафедр.

Аналогичные результаты были получены при выполнении социологических исследований и на других территориях. Так, по данным исследования, выполненного в Сеченовском университете [10], при опросе 512 врачей различных специальностей был выявлен 51 (10%) сотрудник, крайне негативно настроенный к вакцинации, и 51 (10%) – с неоднозначным отношением к прививкам. Среди причин отрицательного отношения к вакцинации чаще всего врачи указывали свой профессиональный или личный негативный опыт, риск развития осложнений, недостаток информации о высокой эффективности вакцинации и мнение коллег, чья профессиональная деятельность связана с иммунопрофилактикой.

Полученные результаты являются крайне неблагоприятным прогностическим признаком, учитывая ведущую роль сотрудников медицинских организаций в формировании приверженности прививкам населения, что в перспективе может привести к дальнейшему увеличению количества отказов от прививок среди населения и несвоевременных вакцинаций. При опросе студентов и преподавателей медицинского университета также были выявлены негативно настроенные к прививкам и сомневающиеся в их эффективности.

В связи с этим в ближайшее время необходимо внедрять комплексные образовательные программы, направленные на повышение информированности разных групп населения в вопросах иммунизации. При этом вектор образовательных программ должен быть направлен на целевые аудитории: педиатров, терапевтов и узких специалистов, имеющих опыт работы в своей специальности, но не имеющих подготовки по вакцинологии. В медицинском университете крайне важно, начиная с первых курсов, формировать приверженность прививкам у студентов, а также уделять особое внимание дополнительному образованию преподавателей теоретических кафедр по вопросам вакцинопрофилактики.

Выводы

  1. Проведение настоящего исследования позволило оценить отношение к вакцинопрофилактике различных категорий населения и определить целевые группы, на которые должен быть направлен вектор образовательных мероприятий (сотрудники медицинских организаций со стажем работы более 20 лет, студенты младших курсов медицинских университетов и преподаватели теоретических кафедр).
  2. Учитывая ценность полученной информации, мониторинг приверженности прививкам должен быть включен как самостоятельный компонент в информационную подсистему эпидемиологического надзора за вакцинопрофилактикой и должен проводиться на регулярной основе.
  3. По итогам социологических исследований необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы, нацеленные на конкретную аудиторию, имеющую наиболее важное значение в условиях реального места и времени.

References

  1. Briko N.I. [Assessment of immunoprophylaxis quality and efficiency. Medical scientific and methodological portal «Attending physician»]. https://www.lvrach.ru/2012/10/15435557/ (In Russ.).
  2. Tatochenko V.K., Ozeretskovsky N.A. Fedorov A.M. [Immunoprophylaxis–2014]. Moscow: Pediatr, 2014. 280 p. (In Russ.).
  3. Feldblum I.V. [Epidemiological surveillance of vaccine]. Medial 2014; 3(13): 37–55. (In Russ.).
  4. Golubkova A.A., Platonova T.A., Kharitonov A.N., Rybinskova E.A., Lelenkova E.V., Yuzhanina T.S. [Measles. Characteristics of the epidemic process and its determinants in real time (on the example of measles outbreak in Yekaterinburg in 2016]. Epidemiologiya i vakcinoprofilaktika 2017; 6(97): 54–8. (In Russ.).
  5. Briko N.I., Tsapkova N.N.. Batyrshina L.R., Korshunov V.A., Feldblum I.V., Bikmieva A.V., Subbotina K.A., Filippov O.V. [Problems of Vaccinal Prevention in Adult Population]. Epidemiologiya i vakcinoprofilaktika 2018; 2(99): 4–15. https://doi.org/10.31631/2073-3046-2018-17-2-4-15 (In Russ.).
  6. Briko N.I., Feldblum I.V., Mikheeva I.V., Subbotina K.A., Poluchkina A.V. [Vaccination: study guide with simulation course]. Moscow: GEOTAR-Media, 2017. 144 p. (In Russ.).
  7. Feldblum I.V. [Modern problems of vaccine prophylaxis (scientific review)]. Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina 2017; 2(63): 20–7. (In Russ.).
  8. Platonova T.A., Koltunova E.S., Golubkova A.A., Zhilyaeva I.V., Abdulvalieva V.V., [Practical issues of vaccination of children in a polyclinic (based on expert evaluation of vaccination in the indicator groups)]. Tihookeanskiу medicinskiу zhurnal 2018; (3): 33–7. (In Russ.).
  9. Platonova T.A., Koltunova E.S., Zhilyaeva I.V., Abdulvalieva V.V., Golubkova А.А. [National calendar of preventive vaccinations or how to achieve the timeliness and obligation of its execution. Abstracts Book of the interregional scientific-practical conference with international participation «Virusnye infekcii i obshchestvo: problemnye voprosy diagnostiki, lecheniya i profilaktiki»]. Ekaterinburg, 2018; 75–6. (In Russ.).
  10. Galina N. P. [Attitude to immunoprophylaxis of doctors of various specialties]. Epidemiologiya i vakcinoprofilaktika 2018; 17(3): 74–79. https://doi.org/ 10.31631/2073-3046-2018-17-3-74-79 (In Russ.).

About the Authors

Tatiana A. Platonova, Postgraduate Student, Department of Epidemiology, Social Hygiene and Organization of State Sanitary-Epidemiological Service, Ural State Medical University, Ministry of Health of Russia; Epidemiologist, OOO “European Medical Centre «UGMC-Health», Yekaterinburg, Russia; е-mail:fill.1990@inbox.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5441-854X
Prof. Alla A. Golubkova, МD, Professor, Department of Epidemiology, Social Hygiene and Organization of State Sanitary-Epidemiological Service, Ural State Medical University, Ministry of Health of Russia; Researcher, Ural Siberian Research and Guidance Center for the Prevention of HAIs, Yekaterinburg Research Institute of Viral Infections, Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, Yekaterinburg, Russia; е-mail: allagolubkova@yandex.ru; ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-4812-2165
Ekaterina S. Koltunova, Еpidemiologist, Children’s City Clinical Hospital Eleven, Yekaterinburg, Russia; е-mail:ekaterinakashina1989@gmail.com
Svetlana S. Smirnova, Сand. Med. Sci., Associate Professor, Department of Epidemiology, Social Hygiene and Organization of State Sanitary-Epidemiological Service, Ural State Medical University, Ministry of Health of Russia; Head, Ural Siberian Research and Guidance Center for the Prevention of HAIs, Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, Yekaterinburg, Russia; е-mail: smirnova_ss69@mail.ru
Olga A. Kuznetsova, Epidemiologist, Urals Research Institute for Maternal and Child Care, Ministry of Health of Russia, Yekaterinburg, Russia; е-mail: okungurova82@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.