ISSN 2226-6976 (Print)
ISSN 2414-9640 (Online)

The value of chemoprophylaxis of tuberculosis among HIV-infected patients

Russkikh O.E.

Izhevsk State Medical Academy, Ministry of Health of Russia, Izhevsk, Russia
The growing epidemic of HIV infection plays a considerable negative role the development of the tuberculosis (TB) epidemic situation. The diagnosis and treatment of latent tuberculosis infection are of special significance for HIV-infected patients because they are at high risk for active TB forms. In this connection, the role of chemoprophylaxis is great for this category of patients, which can reduce the risk of TB by 90%. The paper gives data on the role of TB chemoprophylaxis in HIV-infected patients now when drug-resistant TB is spreading. Under the existing conditions, low TB chemoprophylaxis coverage for HIV-infected patients increases the number of newly diagnosed TB cases, by worsening the overall epidemic situation in the country. The importance of affordable and convenient regimens for chemoprophylaxis of TB and for relief of adverse reactions is underscored.

Keywords

 chemoprophylaxis
latent tuberculosis infection
tuberculosis

В настоящее время в России, как и во всем мире, наблюдаются две взаимосвязанные эпидемии: туберкулез (ТБ) и ВИЧ-инфекция, которые имеют, по мнению многих исследователей, существенную тенденцию к росту. В связи с этим ВОЗ и ООН расценивают оба заболевания как глобальные проблемы не только для здравоохранения, но и для всего общества.

В Российской Федерации стабилизировать эпидемическую ситуацию по ВИЧ-инфекции, в отличие от ситуации по ТБ, не удается, и в таких условиях ВИЧ-инфицированные становятся приоритетной группой риска по заболеванию ТБ. По данным О.Б. Нечаевой [1], риск заболевания ТБ среди них в 20–37 раз выше, чем среди неинфицированных.

На сегодняшний день базовая стратегия по снижению заболеваемости ТБ, сочетанным с ВИЧ-инфекцией, основывается на принципах профилактики ТБ и лечения ВИЧ/СПИДа и включает сотрудничество в рамках национальных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией и ТБ [2]. Организация и проведение профилактики ТБ определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил» СП 3.1.2., 3114-13 «Профилактика туберкулеза» (зарегистрировано в Минюсте России 6.05.2014 № 32182)1.

В ряде случаев у инфицированного МБТ человека развивается состояние, которое не является заболеванием и определяется как латентная туберкулезная инфекция (ЛТИ). Переход из латентной в активную форму заболевания зависит от ряда факторов, главным из которых является состояние иммунной системы. Для выявления ЛТИ в РФ применяют кожные пробы и тесты, основанные на фиксации освобождаемого гамма-интерферона. Особое значение выявление ЛТИ имеет для больных ВИЧ-инфекцией, так как у них значительно выше риск заболевания активными формами ТБ. Считается, что у таких больных риск развития ТБ первоначально составляет 10% и каждый год увеличивается на 10%. Особенно высок он при иммуносупрессии. Исследования показали, что, например, в США риск заболевания ТБ у ВИЧ-инфицированных пациентов составлял 8% [3].

По мнению многих авторов, одним из важнейших путей снижения риска заболевания ТБ среди больных ВИЧ-инфекцией является качественно проведенная химиопрофилактика [3, 4]. Эта стратегия была рекомендована ВОЗ и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) еще в 1998 г. и в дальнейшем была включена в ряд руководств и рекомендаций ВОЗ. Выполнение этих рекомендаций предполагает тесное сотрудничество в рамках программ борьбы с ТБ и ВИЧ-инфекцией на всех уровнях.

Согласно рекомендациям ВОЗ (2014), взрослым и подросткам, живущим с ВИЧ, при неизвестном или положительном результате туберкулиновой кожной пробы и малой вероятности наличия активного ТБ, независимо от уровня иммуносупрессии, следует назначить профилактическое лечение изониазидом в течение не менее 6 мес. Профилактическое лечение также нужно назначать тем, кто получает антиретровирусную терапию (АРТ), кто ранее лечился от ТБ и беременным (настоятельная рекомендация, высокое качество научных данных).

По данным V. Smieja и соавт. [5], своевременная химиотерапия ТБ у больных ВИЧ-инфекцией, имеющих ЛТИ, на 90% уменьшает риск развития активной формы заболевания и является ключевым фактором предупреждения распространения ТБ среди данной категории больных.

Для проведения профилактической химиотерапии важна организация мероприятий по выявлению ТБ среди ВИЧ-инфицированных пациентов в специализированных медицинских учреждениях по профилактике и борьбе со СПИДом, позволяющая выявить 3 группы больных:

  • 1-я группа – больные, у которых выявлен ТБ, нуждающиеся в проведении противотуберкулезной терапии;
  • 2-я группа – больные ВИЧ-инфекцией, инфицированные М. tuberculosis, не имеющие клинических проявлений заболевания и нуждающиеся в проведении химиопрофилактики;
  • 3-я группа – больные ВИЧ-инфекцией, не инфицированные М. tuberculosis и не нуждающиеся в химиопрофилактике.

Учитывая широкое распространение ТБ в субъектах РФ, доля больных ВИЧ-инфекцией, не инфицированных М. tuberculosis, должна быть низкой, составляющей менее 5–10% от их общего числа. Поэтому доля ВИЧ-инфицированных пациентов, нуждающихся в химиопрофилактике ТБ, должна составлять не менее 70% от их общего числа, однако в нашей стране этот показатель значительно ниже.

Проведенные исследования показали, что в 18 субъектах РФ с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции и ТБ (Уральский, Северо-Западный, Приволжский, Сибирский федеральные округа) сложилась неблагоприятная ситуация с организацией проведения химиопрофилактики ТБ среди ВИЧ-инфицированных. Так, в 2014 г. в регионах охват химиопрофилактикой ТБ составил всего 5,7%. Более высокие показатели зарегистрированы только в Иркутской и Московской областях – 12,3 и 11,1% соответственно [6].

Сложившаяся ситуация приводит к образованию «порочного круга», когда отсутствие или незначительный охват больных ВИЧ-инфекцией химиопрофилактикой ТБ способствует увеличению числа лиц, впервые заболевших ТБ, за счет ВИЧ-инфицированных пациентов.

Подтверждением актуальности данной проблемы служит неблагоприятная эпидемическая ситуации по ТБ среди лиц с ВИЧ-инфекцией. Так, по данным статистики [7], в РФ показатель заболеваемости ТБ среди них (постоянное население, 2015), составил 2043 на 100 тыс., что в 43,5 раза выше, чем среди населения России в целом (47,0 на 100 тыс.). В 2015 г. впервые показатель смертности от ВИЧ-инфекции превысил аналогичный показатель по ТБ (10,6 против 9,2 на 100 тыс. соответственно), что связано с ростом регистрации случаев смертности от ВИЧ/СПИДа на поздних стадиях (4Б, 4В и 5), когда количество СD4+-лимфоцитов < 200 клеток/ мкл [8]. Учитывая, что число больных ВИЧ-инфекцией ежегодно увеличивается, а при поздних ее стадиях заболеваемость ТБ высока, можно ожидать, что в перспективе не удастся существенно снизить показатели распространенности ТБ.

В связи с этим необходимо усилить работу по профилактике ТБ среди пациентов в центрах по профилактике и борьбе со СПИДом. Необходимо отметить, что в последние годы активизация деятельности таких центров во всех регионах привела к увеличению охвата пациентов с ВИЧ-инфекцией химиопрофилактикой ТБ: среди впервые вставших на учет они составляют 31,1%, среди состоящих на учете –14,3% [1].

В Российской Федерации организация и проведение мероприятий по профилактике ТБ среди ВИЧ-инфицированных регламентирована «Инструкцией по химиопрофилактике туберкулеза у взрослых больных ВИЧ- инфекцией» от 14.03.20162 .

Целью химиопрофилактики ТБ у больных ВИЧ-инфекцией является снижение риска развития ТБ в результате заражения (первичного или повторного) и/или реактивации ЛТИ. Ее назначают пациентам со сниженным иммунитетом при количестве СD4+-лимфоцитов < 350 клеток/мкл. Лучших результатов удается достичь при одновременном приеме противотуберкулезных и антиретровирусных препаратов.

Основным критерием эффективности химиопрофилактики является отсутствие развития активного ТБ у лиц, получавших ее, в течение двух последующих лет. Эффективность противотуберкулезной химиопрофилактики у пациентов с ВИЧ-инфекцией в РФ доказана результатами нескольких контролируемых исследований. Так, в Свердловской области ни один пациент с ВИЧ-инфекцией, получивший полный курс химиопрофилактики в 2004–2010 гг., не заболел ТБ. Вероятность заболевания ТБ у больных этой группы удалось снизить в 5,8 раза. Кроме того, была рассчитана и экономическая эффективность химиопрофилактики: 1 рубль, вложенный в ее полноценный курс, экономит 220 руб., положенных для лечения ТБ у пациентов данной категории [1].

Показаниями к назначению химиопрофилактики ТБ больным ВИЧ-инфекцией являются:

  • снижение количества СD4+-лимфоцитов до 350 клеток/мкл и менее;
  • положительные внутрикожные пробы с туберкулином, аллергеном туберкулезным рекомбинантным или лабораторные тесты IGRA вне зависимости от выраженности иммунодефицита;
  • принадлежность к группам высокого риска развития ТБ вне зависимости от количества СD4+-лимфоцитов и реакции на иммунологические тесты.

К группам больных ВИЧ-инфекцией, имеющих высокий риск развития ТБ, относятся лица:

  • ранее (до инфицирования ВИЧ) перенесшие ТБ, в том числе спонтанно излеченный;
  • контактные с источниками туберкулезной инфекции, в том числе лица из очагов смерти от туберкулеза;
  • вернувшиеся из учреждений ФСИН в течение 3 лет после освобождения (если они не получали химиопрофилактики ранее);
  • находящиеся под следствием и отбывающие наказание в учреждениях ФСИН.

Для повышения приверженности пациентов к химиотерапии врачу-инфекционисту и врачу-фтизиатру необходимо провести грамотное консультирование о важности профилактического лечения, длительности его проведения и характеру нежелательных явлений, которые могут появиться в ходе лечения. Недостаточная приверженность больных к лечению является актуальной проблемой, мешающей успеху лечения.

Всем больным ВИЧ-инфекций после обследования на наличие активного ТБ может быть назначен один из режимов химиопрофилактики, сопоставимых по эффективности и безопасности:

  1. Изониазид (5 мг/кг) и витамин В6 (15–25 мг в сутки) в течение 6 мес.
  2. Изониазид (5 мг/кг) и витамин В6 (15–25 мг в сутки) + рифампицин (10 мг/кг) или рифабутин (5 мг/кг) в течение 3–4 мес.
  3. Изониазид 900 мг и витамин В6 (15–25 мг в сутки) + рифапентин 900 мг (для пациентов с массой тела более 50 кг) 1 раз в неделю в течение 3 мес. Рекомендуемые дозы лекарственных средств для этого режима: изониазид (15 мг/кг); рифапентин (в зависимости от массы тела): 10,0–14,0 кг – 300 мг; 14,1–25,0 кг – 450 мг; 25,1–32,0 кг – 600 мг; 32,1–49,9 кг – 750 мг; > 50,0 кг – 900 мг. Предполагается 12 визитов пациента к врачу (1 раз в неделю).

Режим химиопрофилактики, включающий изониазид и рифапентин, необходимо применять под непосредственным наблюдением медицинского персонала (контролируемая химиопрофилактика). Рифапентин в составе схемы химиопрофилактики ТБ можно использовать только у больных ВИЧ-инфекцией, не получающих АРТ, поскольку его назначение противопоказано при терапии ИП и ННИОТ. Препарат одобрен для применения Американским торакальным обществом в 1998 г. Рифапентин представляет собой препарат группы рифампицина длительного действия. Преимуществом его является долгий (14–18 ч) срок сохранения в плазме крови. Это позволяет использовать препарат в интермиттирующем режиме. Рифапентин и его метаболит 25-O-деацетил-RIFAP накапливаются в образующихся из моноцитов макрофагах человека. Соотношение их внутриклеточных и внеклеточных концентраций составляет 24:9 и 7:1 соответственно [9].

Для ВИЧ-инфицированных пациентов, контактировавших с больными ТБ с известной (задокументированной) устойчивостью МБТ как минимум к изониазиду, рифампицину, возможно назначение индивидуального профилактического лечения противотуберкулезными препаратами резервного ряда сроком не менее 3 мес.

При противопоказаниях к назначению рифампицина, рифабутина, рифампентина альтернативными схемами лечения являются:

  1. Изониазид (5 мг/кг) и витамин В6 (15–25 мг в сутки) + пиразинамид (25 мг/кг) в течение 3–4 мес.
  2. Изониазид (5 мг/кг) и витамин В6 (15–25 мг в сутки) + этамбутол (15 мг/кг) в течение 3–4 мес.

Группа больных ВИЧ-инфекцией, получающих лечение по этой схеме, достаточно велика, так как через 2 недели к химиопрофилактики ТБ, как правило, добавляется АРТ. Необходимо заметить, что организация и проведение химиопрофилактики ТБ у ВИЧ-инфицированных пациентов, а затем присоединение АРТ – довольно сложное мероприятие, поскольку пациенту необходимо принимать большое количество лекарственных препаратов (2–3 противотуберкулезных и 3–4 антиретровирусных), между которыми существуют лекарственные взаимодействия. Кроме того, пациент, помимо ВИЧ-инфекции и ТБ, может иметь другие вторичные и сопутствующие заболевания, такие как церебральный токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, пневмоцистная пневмония, хронические вирусные гепатиты и др., лечение которых создает дополнительные сложности. Так, из 304 пациентов с впервые диагностированным ТБ в сочетании с ВИЧ-инфекцией, поступивших в клинику № 2 Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы (ранее – Туберкулезная клиническая больница № 7 Департамента здравоохранения города Москвы) в период с 2006 по 2010 г., 255 (83,9%) страдали хроническими вирусными гепатитами [10]. Поэтому в настоящее время приоритетным при проведении химиопрофилактики ТБ является назначение комбинированных противотуберкулезных препаратов, прием которых снижает медикаментозную нагрузку и значительно повышает у больных приверженность к лечению.

По мнению Международного союза борьбы с туберкулезом и легочными заболеваниями (International Union Against Tuberculosis and Lung Disease – IUATLD), комбинированные противотуберкулезные препараты имеют ряд преимуществ: однократный прием удобен как для больного, так и для медицинского персонала; снижается лекарственная нагрузка на организм пациента и возрастает вероятность соблюдения режима лечения [5, 11, 12]. Однако такие лекарственные средства должны отвечать ряду требований, главными из которых являются сочетание противотуберкулезных препаратов, способное обеспечить высокий клинический эффект, удобная дозировка и высокая биодоступность входящих компонентов. Кроме того, комбинированные препараты по активности не должны уступать входящим в их состав компонентам при их раздельном применении. Этим требованиям отвечают отечественные комбинированные противотуберкулезные препараты Фтизоэтам®В6 (комбинация изониазида и этамбутола с пиридоксин гидрохлоридом) и Фтизопирам®В6 (комбинация изониазида и пиразинамида с пиридоксин гидрохлоридом). В ряде клинических исследований показана сопоставимость результатов лечения и соответствие доз противотуберкулезных моно- и комбинированных препаратов, при этом нежелательных реакций не отмечено [13].

Если ВИЧ-инфицированный пациент находится в очаге туберкулезной инфекции, проведение химиопрофилактики должно быть продлено на весь период существования очага; то же касается пациентов, находится в местах лишения свободы.

Если через 1 год после проведения профилактического курса количество СD4+-лимфоцитов у пациента не превышает 350 клеток/мкл, следует ежегодно повторять химиопрофилактику, независимо от проведения АРТ, вплоть до достижения количества СD4+-лимфоцитов выше этого уровня.

Заключение

Ситуация по ТБ и ВИЧ-инфекции, сложившаяся в РФ, требует проведения комплексных мероприятий, координатором которых должна выступать противотуберкулезная служба, ответственная за выявление ТБ среди ВИЧ-инфицированных и определение среди них пациентов, нуждающихся в профилактическом лечении. Проведение профилактической химиотерапии больным ВИЧ-инфекцией необходимо для предупреждения распространения ТБ среди этой категории больных и обязательно для всех без исключения субъектов РФ, независимо от степени распространения ВИЧ-инфекции.

References

  1. Nechaeva O.B. [The tuberculosis epidemic situation among people with HIV infection in the Russian Federation]. Tuberkulez i bolezni legkih 2017; (3): 13–9. (In Russ.).
  2. Mann P. [Global approach to stopping HIV-associated tuberculosis]. Problemyi tuberkuleza i bolezney legkih 2005; (10): 13–6. (In Russ.).
  3. Frolova O.P., Kravchenko A.V., Martyinov A.A., Batyirov F.A. [The organization of anti-tuberculosis care for HIV-infected people. A manual]. Мoscow, 2006. 120 p. (In Russ.).
  4. [Federal clinical guidelines for the diagnosis and treatment of tuberculosis in patients with HIV infection]. Мoscow–Tver: Тriada, 2014. (In Russ.).
  5. Ji B., Truffot-Pernot C., LaCroix C. et al. Effectiveness of rifampin, rifabutin, and rifapentine for preventive therapy of tuberculosis In mice. Am. Rev. Respir. Dis. 1993; (148): 1541–6.
  6. Tsibikova E.B., Zubova N.A. [Chemoprophylaxis of tuberculosis among patients with HIV infection in the subjects of the Russian Federation with a high prevalence of HIV infection]. Tuberkulez i bolezni legkih 2016; (2): 11–23. (In Russ.).
  7. [Tuberculosis in the Russian Federation 2012/2013/2014. Analiticheskii obzor statisticheskikh pokazatelei, ispol'zuemykh v Rossiiskoi Federatsii i v mire.]. https://yadi.sk/i/zrwSLWSFnrh5Y (In Russ.).
  8. Nechaeva O.B.[The impact of HIV infection on the tuberculosis epidemic situation in Russia]. Tuberkulez i sotsialno znachimyie zabolevaniya 2015; (4): 70–1. (In Russ.).
  9. Litvinova N.V., Ivanushkina T.N., Slogotskaya L.V., Ivanova D.A., Borisov S.N. [Safety and efficacy of rifapentine in the treatment of respiratory tuberculosis with preserved drug sensitivity of the pathogen]. Tuberkulez i bolezni legkih 2013; (6): 46–51. (In Russ.).
  10. Zimina V.N., Kravchenko A.V., Koshechkin V.A. [Combined antituberculous and retroviral therapy in patients with concomitant tuberculosis and HIV infection]. Tuberkulez i sotsialno znachimyie zabolevaniya 2013; (1): 45–51. (In Russ.).
  11. Smieja M.J., Marchetti C.A., Cook D.J., Smaill F.M. Isoniazid for preventing tuberculosis in non-HIV infected persons. Cochrane Database of Syst. Rev. 2000; (2): CD001363.
  12. Vemon A., Burman W., Benatoret D. Acquired rifamicin monoresistance in patients with Hiv-related tuberculosis treated with once-weekly rifapentine and isoniasid. Lancet 1999; (353): 1843–7.
  13. Zuev A.P., Mohireva L.V., Yurchenko N.I., Mishin V.Yu., Sterlikov S.A., Russkikh O.E. [Phtizoetham B6 and Phtizopyram B6 in the treatment of patients with newly diagnosed smear positive pulmonary tuberculosis]. Tuberkulez i bolezni legkih 2012; (5): 44–52. (In Russ.).

About the Authors

For сorrespondence:
Oleg E. Russkikh, MD, Associate Professor, Head, Department of Phthisiology, Izhevsk State Medical Academy, Ministry of Health of the Russia
Address: 281 Communards St., 426034 Izhevsk, Russia
Telephone: +7(3412) 44-34-83
E-mail: olegr22@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.